ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МБДОУ ПМО СО «Детский сад №54»
Протокол от 09.10.2025 № 2
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего
МБДОУ ПМО СО «Детский сад №54»
от 10.10.2025г. №244-Д
Учреждение
ПОЛОЖЕНИЕ
о группе компенсирующей направленности
для детей с ограниченными возможностями здоровья
(с задержкой психического развития, умственной отсталостью
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение о группе компенсирующей направленности для детей с
ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, умственной
отсталостью) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
Полевского муниципального округа Свердловской области «Детский сад № 54
комбинированного вида» (далее- Положение) разработано в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации от 29 декабря 20212г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с действующими изменениями и дополнениями и Приказом Министерства
просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программамобразовательным программам дошкольного образования», Приказом Минобразования России
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» от 17.10.2013 № 1155, Приказом Минтруда России «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от
18.10.2013 № 544н, «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания
и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи» 2.4.3648-20, а также законами и иными
нормативными правовыми актами Свердловской области, приказами и распоряжениями
министерства образования и молодежной политики Свердловской области, настоящим
Положением, Уставом Учреждения (далее по тексту - Уставом).
1.2. Настоящее положение определяет порядок функционирования группы компенсирующей
направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья: задержкой психического
развития и умственной отсталостью (далее по тексту - группа компенсирующей направленности)
и регулирует образовательную деятельность с детьми в данной группе муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения Полевского муниципального округа
Свердловской области «Детский сад № 54 комбинированного вида» (далее- Учреждение).
1.3. Группа компенсирующей направленности создается для воспитания и обучения:
- детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных
возможностях интеллектуального развития наблюдаются нарушения
познавательной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, повышенная
истощаемость, функциональная недостаточность ряда высших психических функций,
эмоциональная неустойчивость;
- детей с умственной отсталостью, у которых преобладает дефект в интеллектуальной сфере,
расстройство обобщенности восприятия, отставание общего развития психики, нарушение
эмоционально-волевой сферы, снижена активность деятельности.
Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию образовательной деятельности
с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом развитии (далее - коррекционная
работа) воспитанников группы для детей ОВЗ) в Учреждении.
Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.
Положение принимается Педагогическим советом Учреждения и утверждается приказом
руководителя Учреждения. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся
Педагогическим советом и утверждаются приказом руководителя Учреждения.
Цели и задачи группы компенсирующей направленности
Цели:
раннее выявление отклонений в развитии детей дошкольного возраста сцелью
предупреждения вторичных отклонений;
развитие интеллектуального, эмоционального и социального потенциаладетей с
ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВЗ).;
коррекция имеющихся нарушений в развитии детей дошкольного возраста.
Задачи:
создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей
с ОВЗ в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и
особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;
создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей с ОВЗ;
обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и
личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми
и окружающим миром;
целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка
с ОВЗ и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на
основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и
способностей;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционноразвивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ;
обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование
специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы
психологического комфорта.
Направления деятельности группы компенсирующей направленности:
Коррекционно- развивающее:
–
создание условий, направленных на коррекцию недостатков познавательной и
речевой деятельности, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ОВЗ.
Мониторинговое:
–
отслеживание динамики развития детей, имеющих задержку психического развития
(далее - ЗПР) и умственную отсталость (УО), их успешности в освоении адаптированной
образовательной программыдошкольного образования для детей с ОВЗ.
Просветительское:
3.
–
создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности
педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ.
–
Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит учителюдефектологу и воспитателю.
4. Порядок приема и комплектования группы компенсирующей направленности
Группа компенсирующей направленности функционирует в режиме 5-дневной недели с
учетом режима работы Учреждения. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.
Прием детей в группу компенсирующей направленности осуществляетсяпо личному
заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала
документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) на основании
следующих документов:
копии свидетельства о рождении ребенка;
заключения ПМПК (для детей с ОВЗ
копии свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту
пребывания или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или
по месту пребывания.
Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или
лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство
заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право
заявителя на пребывание в Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства все документы предъявляют на русском
языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка, в том числе через
информационные системы общего пользования, с лицензией на осуществление образовательной
деятельности, Уставом Учреждения, учебно- программной документацией и другими
документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной
деятельности, фиксируется в заявлении о приеме и заверяется личной подписью родителей
(законных представителей) ребенка.
Дополнительно родители (законные представители) ребенка письменно выражают согласие
на обработку своих персональных данных и персональных данных ребенка в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
В заявлении о приеме родитель (законный представитель) сообщает о выборе языка
образования, родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе
русского, как родного языка.
Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей направленности от 2
месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможностейорганизации в них режима дня,
соответствующего анатомо-физиологическимособенностям детей каждой возрастной группы.
Заведующий Учреждения приказом утверждает список зачисленных детей с ОВЗ в группу на
текущий учебный год.
Отчисление воспитанников из группы для детей с ОВЗ осуществляется в связи с
получением образования (завершение обучения). Образовательные отношения могут быть
прекращены досрочно по инициативе родителей, в случаеликвидации организации.
Организация деятельности группы компенсирующей направленности
Для детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности создаются в соответствии с
требованием ФГОС ДО специального образовательного условия: кадровые, материально –
5.
технические, программно – методические (разработка адаптированной основной образовательной
программы дошкольного образования, индивидуального образовательного маршрута,
индивидуальной адаптированной образовательной программы для детей-инвалидов), создание
безопасных условий пребывания детей, организация режима обучения.
Коррекционно-педагогическую помощь детям с ОВЗ оказывают учитель – дефектолог,
учитель - логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому
воспитанию, воспитатели группы.
Распорядок дня для воспитанников группы устанавливается с учётом требований АОП ДО
и рекомендаций СанПиН.
Планирование всего объема работы определяется целями и задачами коррекционноразвивающей деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и адаптированной основной
образовательной программой и рекомендациями СанПиН.
Организация коррекционной работы группы компенсирующей направленности.
Содержание коррекционной работы в группе для детей с ОВЗ:
осуществляется в соответствии с АОП ДО Учреждения;
строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими
коррекцию и компенсацию отклонений в психическом развитии детей, учитывающими
возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
Коррекционная работа в группе для детей с ОВЗ проводится:
в процессе организации различных видов детской деятельности;
в ходе режимных моментов.
Организационными формами работы группы компенсирующей направленности являются
фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, занятия малыми подгруппами (по 23 ребенка), индивидуальные занятия.
Проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий осуществляется в
соответствии с расписанием.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6-ти лет
- не более 25 минут, для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30минут.
Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10
минут.
Периодичность проведения индивидуальных, подгрупповых занятий в группе для детей с ОВЗ
определяются АОП, степенью тяжести нарушений и индивидуальных особенностей
воспитанников.
Ежедневно, во второй половине дня, проводятся индивидуальные коррекционные занятия
воспитателя по заданию учителя-дефектолога, учителя- логопеда.
После подгрупповых занятий учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог
проводят индивидуальные коррекционные занятия (10-20 мин. с каждым ребенком),
придерживаясь гибкого графика, чтобы максимально сократить пропуски занятий воспитателя,
музыкального руководителя и не лишать ребенка возможности участвовать в игровой
деятельности.
Учителю-дефектологу, педагогу-психологу и учителю-логопеду не рекомендуется проводить
индивидуальные занятия с воспитанниками группы во время занятий физкультурнооздоровительного цикла и музыкальной деятельности.
6.
Режим дня, регламентирующий психофизическую нагрузку детей, должен строго соблюдаться.
Недопустимым является проведение учителем- дефектологом, педагогом-психологом и
учителем-логопедом индивидуальныхзанятий во время режимных моментов (умывания, приема
пищи, раздеванияперед сном, утренней зарядки, корригирующей гимнастики).
Содержание образования в группе компенсирующей направленности определяется:
воспитанники с ЗПР: методическое пособие С.Г. Шевченко «Подготовка к школе
детей с задержкой психического развития».
воспитанники с интеллектуальной недостаточностью: Е. А. Екжанова, Е. А.
Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением
интеллекта», а также комплексными и парциальными образовательными программами,
предусмотренными Уставом, лицензией и локальными актами учреждения.
Учитель-логопед при планировании коррекционно-развивающей работы руководствуется
программами и методическими материалами, изложенными в пособии Н. В. Нищевой
«Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой
психического развития».
7. Участники коррекционной работы группы для детей с ОВЗ (ЗПР)
Учитель-дефектолог:
Проводит первичное обследование уровня актуального познавательного развития
воспитанников Учреждения с согласия родителей (законных представителей).
Направляет детей, имеющих затруднения в усвоении адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования с согласия родителей (законных
представителей) в ТПМПК для определения специальных условий развития и воспитания детей
с ОВЗ.
Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых
занятий в группе для детей с ОВЗ
Участвует в разработке АОП ДО, ИОМ и индивидуальных адаптированных программ для
детей-инвалидов. Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками группы ОВЗ
(ЗПР и УО).
Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально
ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых
образовательных потребностей детей, их интеграцию в Учреждении.
Осуществляет отслеживание динамики у обучающихся группы компенсирующей
направленности. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы
коррекционной помощи.
Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями)
Учреждения.
Учитель-дефектолог проводит с детьми занятия по формированию представлений об
окружающем мире и формированию элементарных математических представлений.
Учитель-дефектолог проводит занятия в первой половине дня, а 1 (2) раза в неделю – во вторую
половину дня для того, чтобы родители могли присутствовать на занятиях и получать
необходимые рекомендации, консультации.
Учитель-логопед:
Учитель-логопед основное внимание уделяет работе по развитию и совершенствованию
артикуляционной моторики, произносительной стороны речи, формированию слухового
внимания и восприятия, совершенствованию лексических и грамматических средств языка,
развитию навыков связной речи.
Проводит обследование уровня речевого развития воспитанников.
Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы.
Учитель-логопед проводит с детьми с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи занятия по развитию
речи, речевого (фонематического) восприятия/подготовке к обучению грамоте.
Взаимодействует с учителем-дефектологом, педагогическими работниками Учреждения,
родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ЗПР и УО по
вопросам реализации АОП Учреждения.
Педагог-психолог:
Осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации АОП.
Проводит психодиагностику с целью получения информации об уровне психического развития
детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников коррекционноразвивающего процесса.
Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию
эмоционально-личностной сферы, оказывает консультативную помощь учителю-дефектологу и
воспитателям в разработке коррекционных программ индивидуального развития детей.
Оказывает консультативную помощь родителям и специалистам, принимающим участие в
воспитании и обучении ребенка.
Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы.
Взаимодействует с учителем-дефектологом, педагогическими работниками Учреждения,
родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ОВЗ (ЗПР и УО)
по вопросам реализации АОП Учреждения.
Воспитатель группы:
Создает предметно - развивающую среду, способствующую коррекции недостатков развития
воспитанников с ОВЗ.
Проводит мониторинг усвоения содержания АОП
Проводит подгрупповые и фронтальные занятия по ознакомлению с окружающим миром,
развитию речи, изобразительной деятельности, конструированию, восприятию художественной
литературы и фольклора, основам безопасности жизнедеятельности.
Осуществляет коррекционную работу не только на занятиях, но и во времярежимных моментов,
самообслуживания, на прогулках, экскурсиях, в играх иразвлечениях.
Коррекционно-развивающую работу воспитатель планирует, опираясь на рекомендации учителядефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога.
Ведет календарно – тематический план работы, обеспечивающий коррекцию и
компенсациюотклонений в развитии воспитанников с ОВЗ, с учетом возрастных и
психофизиологических особенностей.
7.4.5. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными
представителями) воспитанников по вопросам реализации АОП Учреждения.
7.5. Музыкальный руководитель:
Планирует содержание образовательной деятельности по освоению детьмигруппы для детей с
ОВЗ (ЗПР и УО) образовательной области «Художественно- эстетическое развитие», проводит
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации музыкальнохудожественной деятельности воспитанников. Отбирает музыкальный и художественный
репертуар с учетом особенностей, возможностей и потребностей воспитанников группы для
детей с ЗПР и УО.
Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» воспитанниками групп для детей с ЗПР и УО.
Взаимодействует с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом,
педагогическими работниками МБДОУ, родителями (законными представителями)
воспитанников группы для детей с ОВЗ (ЗПР и УО) по вопросам реализации АОП Учреждения.
Ведет необходимую документацию по планированию.
Инструктор по физической культуре:
Планирует содержание образовательной деятельности по освоению воспитанниками
группы для детей с ОВЗ (ЗПР и УО) образовательной области
«Физическое развитие».
Совместно с воспитателем группы проводит с воспитанниками группы занятия по
физической культуре.
Во время проведения занятий по физической культуре регулирует физическую
нагрузку, следит за физическим состоянием воспитанников группы.
Проводит совместно с воспитателями мониторинг усвоения воспитанниками группы
для детей с ОВЗ (ЗПР и УО) содержания образовательной области «Физическое развитие».
Взаимодействует с учителем-дефектологом, учителем-логопедом,педагогом-психологом,
педагогическими работниками Учреждения, родителями (законными представителями)
воспитанников группы для детей с ОВЗ (ЗПР и УО) по вопросам реализации АОП Учреждения.
Заведующий Учреждением:
Обеспечивает условия, направленные:
на успешную реализацию АОП Учреждения в соответствии с ФГОСДО;
на коррекцию психофизического развития воспитанников и достижения ими
уровня психофизического развития, соответствующего возрастной норме.
Обеспечивает комплектование групп для детей с ОВЗ (ЗПР и УО).
Утверждает приказом по Учреждения список детей группы ОВЗ (ЗПР и УО).
Осуществляет контроль за работой групп для детей с ОВЗ (ЗПР и УО).
Старший воспитатель:
Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников Учреждения,
родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ОВЗ (ЗПР и УО) по
вопросам освоения АОП Учреждения.
Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических
работников Учреждения, педагогической компетентностиродителей (законных представителей)
воспитанников группы для детей с ОВЗ (ЗПР и УО) в вопросах развития и воспитания детей
дошкольного возраста.
Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий
педагогических,
медицинских
работников
Учреждения
и
других
организаций,
специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим ОВЗ (ЗПР и УО).
Организует проведение мониторинга усвоения воспитанниками группыдля детей с ОВЗ
(ЗПР и УО) содержания АОП Учреждения, результатов коррекционной работы. Осуществляет
анализ мониторинга и результативности коррекционной работы.
Контролирует:
применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и
компенсацию отклонений в психофизическом развитии детей;
соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной
образовательной нагрузки;
планирование образовательной деятельности, осуществляемой в процессе
организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов,
самостоятельной деятельности; планирование коррекционных мероприятий, обеспечивающих
коррекцию и компенсацию отклонений в развитии, с учетом возрастных и
психофизиологических особенностейвоспитанников группы;
своевременное изменение и корректировку ИОМ и индивидуальных
адаптированных программ воспитанников группы для детей с ОВЗ (ЗПР и УО).
Родители (законные представители):
Создают в семье условия благоприятные для всестороннего развития детей.
Взаимодействуют с педагогическими работниками по реализации ИОМ ребенка с ОВЗ
(ЗПР и УО), индивидуальной адаптированной программы ребенка-инвалида.
Оказывают Учреждению посильную помощь в реализации уставных задач, охране жизни
ребенка, оздоровлении, создании развивающей среды.
8. Документация групп компенсирующей направленности
Утвержденный список воспитанников группы для детей с ОВЗ (ЗПР и УО),
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ (ЗПР и УО),
Карты речевого развития (учитель-логопед),
-
Карты диагностики психических процессов (педагог-психолог),
Карты обследования познавательного развития ребенка (учитель-дефектолог),
Карты педагогической диагностики детей,
Папка взаимодействия с воспитателями,
Индивидуальные карты развития на каждого воспитанника,
Индивидуальные тетради детей,
Режим и распорядок коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ,
Циклограммы деятельности,
Отчет об эффективности коррекционной работы,
Расписание индивидуальных, подгрупповых занятий с воспитанниками группыдля
детей с ОВЗ (ЗПР и УО),
Календарно - тематический план образовательной деятельности (воспитатель),
Табель учета посещаемости детей (воспитатель),
План коррекционно-развивающей деятельности специалистов,
Журнал консультаций специалистов,
Журнал учета видов деятельности психолога,
Материалы мониторинга усвоения АОП для детей с ОВЗ (ЗПР и УО).