Аннотация к АОП

Аннотация к Адаптированной образовательной программе
дошкольного образования для обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (далее РАС)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра (далее - РАС) от 2 до 7 лет (далее – ДО) (далее – Программа) разработана в соответствии с
ФГОС дошкольного образования и с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования (далее – ФАОП ДО).
Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО, ее объем составляет не менее 60% от ее общего объема.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована:
- на удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с РАС;
- на сложившиеся традиции ДО;
- на выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени
соответствуют потребностям и интересам детей с РАС, а также возможностям педагогического коллектива и ДО в
целом.
Реализация Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений,
осуществляется с учётом общих принципов дошкольного образования и специфических принципов и подходов к
формированию АОП ДО для обучающихся с РАС:
Программа является основой для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
Цель Программы: создание условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с РАС, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав
обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие
способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и
интересов.
Задачи Программы:

реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с РАС;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с РАС, в т.ч. их эмоционального
благополучия
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с РАС в период дошкольного образования
независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и
индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с РАС как
субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с РАС, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям
развития обучающихся с РАС;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их
компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья,
обучающихся с РАС;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Все усилия педагогических работников по подготовке к школе и успешной интеграции обучающихся с РАС, будут
недостаточно успешными без постоянного контакта с родителями (законным представителями).
Семья должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить непрерывность коррекционновосстановительного процесса.
Родители (законные представители) отрабатывают и закрепляют навыки и умения у обучающихся,

сформированные специалистами, по возможности помогать изготавливать пособия для работы в ДО и дома.
Домашние задания, предлагаемые учителем-логопедом, учителем- дефектологом, педагогом-психологом и
воспитателем для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность
коррекционной работы, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у обучающихся.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей с РАС:
1. Цель взаимодействия педагогического коллектива ДО, которую посещает ребёнок с аутизмом, и семьи, в которой он
воспитывается: добиться максимально доступного прогресса в развитии ребёнка, создать предпосылки для его
независимой и свободной жизни, возможно более высокого уровня социальной адаптации.
В этом треугольнике «ребёнок - семья - организация»:
- приоритет принадлежит интересам ребёнка с аутизмом;
- основные решения, касающиеся комплексного сопровождения, принимают родители (законные представители);
- организация обеспечивает разработку и реализацию АОП ДО, релевантной особенностям ребёнка.
2. Главная задача во взаимодействии организации и семьи - добиться конструктивного взаимодействия в достижении
указанной цели, для чего необходимо придерживаться отношений взаимного доверия и открытости, что появляется,
в частности, в обязательном ознакомлении родителей (законных представителей) с программами работы с
ребёнком условиями работы в ДОО, ходом занятий.
3. Очень важно и в ДО, и в семье создавать и поддерживать ровную и доброжелательную атмосферу, формировать у
ребёнка с РАС уверенность в себе и своих силах, поддерживать и развивать коммуникативные интенции,
воспитывать доброжелательность и доверие по отношению к педагогическим работникам и обучающимся. Большое
значение роли родителей (законных представителей) и всей семьи в развитии ребёнка общеизвестно, и не нуждается
в пояснениях и доказательствах. Это относится как к детям с типичным развитием, так и к детям с любым вариантом
дизонтогенеза, включая аутизм. Необходимость сотрудничества семьи и специалистов подчеркивается в рамках,
практически, всех основных подходов к коррекции РАС (кроме психоаналитического).
4. Важно повышать уровень компетентности родителей (законных представителей) в вопросах диагностики РАС и их
коррекции, но учитывать при этом, что информации по проблеме очень много, качество её разное, очень многие
родители (законные представители) в результате нуждаются, прежде всего, в том, чтобы разобраться в
достоверности почерпнутых в литературе или в интернете сведений, чтобы понять, что подходит или не подходит
их ребёнку и почему.

Следует подчёркивать индивидуализированный характер сопровождения, разъяснять невозможность «чудесного
исцеления», необходимость постоянной и длительной работы и, одновременно, подчёркивать каждый новый успех,
каждое достижение ребенка.
5. Формами такой работы могут быть индивидуальные беседы, групповые занятия и круглые столы, лекции,
демонстрации занятий (лучше в форме видеоматериалов) с обсуждением.
6. Специалисты также должны представлять проблемы семьи, в которой есть ребёнок с аутизмом.
Установление ребёнку диагноза «аутизм» является для родителей (законных представителей), фактически,
пролонгированной психотравмой, в ходе которой возникает спектр реакций от неприятия и самообвинения до апатии и
полного смирения, что сказывается на отношении к аутизму у ребёнка, к специалистам, к своей роли в сложившейся
ситуации, к самому ребёнку, его будущему. Последовательность этих проявлений и их конкретный спектр, степень
выраженности индивидуально окрашены, но, так или иначе, специалист, работающий с ребёнком, должен учитывать
конкретные обстоятельства каждой семьи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».