ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол №5 от 05.07.2022 г. Утверждено: Приказом заведующего МБДОУ ПГО «Детский сад №54 комбинированного вида» Приказ от 05.07.2022 г. № 155 – Д ПОЛОЖЕНИЕ об организации развивающей предметно-пространственной среды в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Полевского городского округа «Детский сад №54 комбинированного вида» 1. Общие положения Настоящее Положение об организации развивающей предметно- пространственной среды (далее – Положение)в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Полевского городского округа «Детский сад №54 комбинированного вида» (далее – ДОУ) разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми и законодательными актами: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 21 января 2019 года; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Уставом ДОУ и иными нормативно-правовыми и законодательными актами Российской Федерации в области дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ (групп, кабинетов, участков (территорий, прилегающих к ДОУ и способствующих реализации образовательных программ ДОУ), а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. 2. Требования к развивающей предметно-пространственной среде Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охрану и укрепление их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Образовательное пространство ДОУ должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой образовательной программы Учреждения). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: всех игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ (группах) является: содержательно-насыщенной и динамичной – включает средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие общей и тонкой моторики детей, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; игрушки должны обладать динамичными свойствами - подвижность частей, возможность собрать, разобрать, возможность комбинирования деталей; возможность самовыражения детей; трансформируемой – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей; полифункциональной – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности; доступной – обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все игровые материалы подбираются с учетом особенностей ребенка, с учетом уровня развития его познавательных психических процессов, стимулировать познавательную и речевую деятельность ребенка, создает необходимые условия для его самостоятельной, в том числе, речевой активности; безопасной – все элементы РППС соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарноэпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного учитывается пользования целостность Интернетом. образовательного При процесса проектировании в ДОУ, в РППС заданных образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической; эстетичной – все элементы РППС являются привлекательными, так, игрушки не содержат ошибок в конструкции, способствуют формированию основ эстетического вкуса ребенка; приобщают его к миру искусства. 3. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Определение содержания компонентов развивающей предметно-пространственной среды ДОУ базируется на деятельностном подходе и отражается в реализуемых образовательных программах ДОУ. Элементы развивающей предметно-пространственной среды (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны: провоцировать ребенка на агрессивные действия; вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры (сверстники, взрослые); провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции; провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства развивающей предметно-пространственной среды (в здании и на участках ДОУ) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. В ДОУ осуществляется следующее зонирование развивающей предметнопространственной среды: «Центр познания» (Центр грамотности, Центр науки, Центр строительно- конструктивных игр, Центр занимательной математики) обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты); «Центр творчества» (Творческая мастерская и Центр искусства, Музыкально-театрализованный центр) обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность); развитие воображения, творчества, ручной умелости; «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр; «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников; «Спортивно-оздоровительный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей; «Центр природы»; «Центр песка и воды», обеспечивающий развитие любознательности детей в познавательно-исследовательской деятельности; «Центр повседневного бытового труда», обеспечивающий социализирующую направленность процесса воспитания, ориентацию на формирование мотивации к трудовой деятельности (самообслуживанию, элементарной хозяйственно-бытовой деятельности). Оснащение развивающей предметно-пространственной среды должно иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей. При организации развивающей предметно-пространственной среды следует учитывать возможность изменения структуры зонирования для возникающих образовательных задач. Показатели, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей: включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения; низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен; низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью; выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня; положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад. ДОУ самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе технические материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой образовательной программы Учреждения. 4. Особенности формирования развивающей предметно- пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. При построении развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов учитываются следующие принципы: принцип развития – взаимосвязь всех сторон личностного развития, целостность личностного развития, готовность личности к дальнейшему развитию; принцип природособразности воспитания – соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ, понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии. принцип психологической комфортности – создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ, обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия». принцип взаимодействия – установление глубоких личностных отношений между участниками образовательных отношений (педагоги, дети, родители), воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия. принцип доверительного сотрудничества – отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве; принцип обучения в деятельности – обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей; принцип здоровьесберегающий – забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии, обеспечение психологического комфорта, устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка Общие требования к построению предметно-развивающей среды в группах для детей с ОВЗ: соответствие среды возрасту и индивидуальным особенностям детей с отражение ОВЗ; в среде особенностей реализуемой образовательной программы; отражение тематики и содержания непрерывной образовательной деятельности и коррекционной работы; наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого); наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр; учёт гендерных различий детей в построении среды; наличие в среде развивающих пособий, соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям развития детей с ОВЗ; наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).