Положение об организации ППРС ДОУ 2022 год

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол №5 от 05.07.2022 г.

Утверждено:
Приказом заведующего МБДОУ ПГО
«Детский сад №54 комбинированного вида»
Приказ от 05.07.2022 г. № 155 – Д

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации развивающей предметно-пространственной среды
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
Полевского городского округа
«Детский сад №54 комбинированного вида»
1.

Общие положения

Настоящее

Положение

об

организации

развивающей

предметно-

пространственной среды (далее – Положение)в муниципальном

бюджетном

дошкольном образовательном учреждении Полевского городского округа «Детский
сад №54 комбинированного вида» (далее – ДОУ) разработано в соответствии со
следующими нормативно-правовыми и законодательными актами: Федеральным
законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями на 21 января 2019 года; Приказом Министерства

просвещения

Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования»; Приказом
Минобрнауки РФ от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»; Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Уставом ДОУ и иными нормативно-правовыми и законодательными актами
Российской Федерации в области дошкольного образования.
Развивающая

предметно-пространственная

среда

обеспечивает

максимальную

реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ (групп, кабинетов,
участков (территорий, прилегающих к ДОУ и способствующих реализации
образовательных программ ДОУ), а также материалов, оборудования и инвентаря для
развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого
возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции
недостатков их развития.

2.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Развивающая

предметно-пространственная

среда

ДОУ

должна

обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в
том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая

предметно-пространственная

среда

обеспечивает

максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы
и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей раннего и
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охрану и укрепление их здоровья, возможность общения и совместной деятельности
детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей,
а также возможности для уединения.
Образовательное пространство ДОУ должно быть оснащено средствами
обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе,
расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в
соответствии со спецификой образовательной программы Учреждения).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:


всех

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность

категорий воспитанников,

экспериментирование

с

доступными

детям

материалами (в том числе с песком и водой);


двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой

моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;


эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением;


возможность самовыражения детей.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ (группах) является:


содержательно-насыщенной

и

динамичной

–

включает

средства

обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе
расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование,
которые обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную
активность, в том числе развитие общей и тонкой моторики детей, участие в
подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во

взаимодействии с предметно-пространственным окружением; игрушки должны
обладать динамичными свойствами - подвижность частей, возможность собрать,
разобрать, возможность комбинирования деталей; возможность самовыражения детей;


трансформируемой – обеспечивает возможность изменений РППС в

зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов,
мотивов и возможностей детей;


полифункциональной – обеспечивает возможность разнообразного

использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких
модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской
активности;


доступной – обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе

детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все игровые
материалы подбираются с учетом особенностей ребенка, с учетом уровня развития его
познавательных психических процессов, стимулировать познавательную и речевую
деятельность ребенка, создает необходимые условия для его самостоятельной, в том
числе, речевой активности;


безопасной – все элементы РППС соответствует требованиям по

обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарноэпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также
правила

безопасного

учитывается

пользования

целостность

Интернетом.

образовательного

При

процесса

проектировании
в

ДОУ,

в

РППС

заданных

образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой,
художественно-эстетической и физической;


эстетичной – все элементы РППС являются привлекательными, так,

игрушки не содержат ошибок в конструкции, способствуют формированию основ
эстетического вкуса ребенка; приобщают его к миру искусства.
3.

Формирование развивающей предметно-пространственной среды в

ДОУ.
Определение содержания компонентов развивающей предметно-пространственной
среды ДОУ базируется на деятельностном подходе и отражается в реализуемых
образовательных программах ДОУ.
Элементы развивающей предметно-пространственной среды (игрушки,
оборудование и другие материалы) не должны:


провоцировать ребенка на агрессивные действия;



вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам

игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры (сверстники,
взрослые);


провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и

насилием;


вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам,

выходящим за рамки его возрастной компетенции;


провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение

к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства
развивающей предметно-пространственной среды (в здании и на участках ДОУ)
должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и
оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также
обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения
и эмоционального благополучия.
В ДОУ осуществляется следующее зонирование развивающей предметнопространственной среды:


«Центр познания» (Центр грамотности, Центр науки, Центр строительно-

конструктивных игр, Центр занимательной математики) обеспечивает решение
задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и
логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и
эксперименты);


«Центр творчества» (Творческая мастерская и Центр искусства,

Музыкально-театрализованный

центр)

обеспечивает

решение

задач

активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные
игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
развитие воображения, творчества, ручной умелости;


«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных

сюжетно-ролевых игр;


«Литературный

центр»,

обеспечивающий

литературное

развитие

дошкольников;


«Спортивно-оздоровительный центр», обеспечивающей двигательную

активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей;


«Центр природы»; «Центр песка и воды», обеспечивающий развитие

любознательности детей в познавательно-исследовательской деятельности;



«Центр

повседневного

бытового

труда»,

обеспечивающий

социализирующую направленность процесса воспитания, ориентацию на
формирование мотивации к трудовой деятельности (самообслуживанию,
элементарной хозяйственно-бытовой деятельности).
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды должно
иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки
для детей.
При организации развивающей предметно-пространственной среды
следует учитывать возможность изменения структуры зонирования для возникающих
образовательных задач.
Показатели, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе
развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:


включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность.

Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что
обеспечивается

разнообразием

предметного

содержания,

доступностью

материалов, удобством их размещения;


низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при

этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее
хорошо всем слышен;


низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр,

игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной
деятельностью;


выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много

рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других
продуктов создается детьми в течение дня;


положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность,

открытость, желание посещать детский сад.
ДОУ самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том
числе технические материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование,
инвентарь в соответствии со спецификой образовательной программы Учреждения.
4.

Особенности

формирования

развивающей

предметно-

пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов.
При построении развивающей предметно-пространственной среды для

детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов
учитываются следующие принципы:


принцип развития – взаимосвязь всех сторон личностного развития,

целостность личностного развития, готовность личности к дальнейшему развитию;


принцип природособразности воспитания – соответствие педагогического

влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ, понимание сложности
внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.


принцип психологической комфортности – создание благоприятного

микроклимата

общения,

стимулирующего

активность

дошкольника

с

ОВЗ,

обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».


принцип

взаимодействия

–

установление

глубоких

личностных

отношений между участниками образовательных отношений (педагоги, дети,
родители), воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе
взаимодействия.


принцип доверительного сотрудничества – отсутствие давления на

ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность

в

сотрудничестве;


принцип обучения в деятельности – обучение умению ставить цели и

реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному
познанию у детей;


принцип здоровьесберегающий – забота о душевном состоянии ребенка,

его психологическом и физическом благополучии, обеспечение психологического
комфорта, устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на
соматическое и психическое здоровье ребенка
Общие требования к построению предметно-развивающей среды в группах для
детей с ОВЗ:


соответствие среды возрасту и индивидуальным особенностям детей с



отражение

ОВЗ;
в

среде

особенностей

реализуемой

образовательной

программы;


отражение тематики и содержания непрерывной образовательной

деятельности и коррекционной работы;


наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого);



наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр;



учёт гендерных различий детей в построении среды;



наличие в среде развивающих пособий, соответствие развивающих

пособий возрасту детей и особенностям развития детей с ОВЗ;


наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с

ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка,
подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок
ребенка с ОВЗ).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».