ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол №5 от 05.07.2022 г.
Утверждено:
Приказом заведующего МБДОУ ПГО
«Детский сад №54 комбинированного вида»
Приказ от 05.07.2022 г. № 155 – Д
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации развивающей предметно-пространственной среды
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
Полевского городского округа
«Детский сад №54 комбинированного вида»
1.
Общие положения
Настоящее
Положение
об
организации
развивающей
предметно-
пространственной среды (далее – Положение)в муниципальном
бюджетном
дошкольном образовательном учреждении Полевского городского округа «Детский
сад №54 комбинированного вида» (далее – ДОУ) разработано в соответствии со
следующими нормативно-правовыми и законодательными актами: Федеральным
законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями на 21 января 2019 года; Приказом Министерства
просвещения
Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования»; Приказом
Минобрнауки РФ от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»; Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Уставом ДОУ и иными нормативно-правовыми и законодательными актами
Российской Федерации в области дошкольного образования.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
обеспечивает
максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ (групп, кабинетов,
участков (территорий, прилегающих к ДОУ и способствующих реализации
образовательных программ ДОУ), а также материалов, оборудования и инвентаря для
развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого
возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции
недостатков их развития.
2.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Развивающая
предметно-пространственная
среда
ДОУ
должна
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в
том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы
и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей раннего и
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охрану и укрепление их здоровья, возможность общения и совместной деятельности
детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей,
а также возможности для уединения.
Образовательное пространство ДОУ должно быть оснащено средствами
обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе,
расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в
соответствии со спецификой образовательной программы Учреждения).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
всех
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
категорий воспитанников,
экспериментирование
с
доступными
детям
материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ (группах) является:
содержательно-насыщенной
и
динамичной
–
включает
средства
обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе
расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование,
которые обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную
активность, в том числе развитие общей и тонкой моторики детей, участие в
подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во
взаимодействии с предметно-пространственным окружением; игрушки должны
обладать динамичными свойствами - подвижность частей, возможность собрать,
разобрать, возможность комбинирования деталей; возможность самовыражения детей;
трансформируемой – обеспечивает возможность изменений РППС в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов,
мотивов и возможностей детей;
полифункциональной – обеспечивает возможность разнообразного
использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких
модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской
активности;
доступной – обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе
детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все игровые
материалы подбираются с учетом особенностей ребенка, с учетом уровня развития его
познавательных психических процессов, стимулировать познавательную и речевую
деятельность ребенка, создает необходимые условия для его самостоятельной, в том
числе, речевой активности;
безопасной – все элементы РППС соответствует требованиям по
обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарноэпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также
правила
безопасного
учитывается
пользования
целостность
Интернетом.
образовательного
При
процесса
проектировании
в
ДОУ,
в
РППС
заданных
образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой,
художественно-эстетической и физической;
эстетичной – все элементы РППС являются привлекательными, так,
игрушки не содержат ошибок в конструкции, способствуют формированию основ
эстетического вкуса ребенка; приобщают его к миру искусства.
3.
Формирование развивающей предметно-пространственной среды в
ДОУ.
Определение содержания компонентов развивающей предметно-пространственной
среды ДОУ базируется на деятельностном подходе и отражается в реализуемых
образовательных программах ДОУ.
Элементы развивающей предметно-пространственной среды (игрушки,
оборудование и другие материалы) не должны:
провоцировать ребенка на агрессивные действия;
вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам
игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры (сверстники,
взрослые);
провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и
насилием;
вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам,
выходящим за рамки его возрастной компетенции;
провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение
к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства
развивающей предметно-пространственной среды (в здании и на участках ДОУ)
должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и
оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также
обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения
и эмоционального благополучия.
В ДОУ осуществляется следующее зонирование развивающей предметнопространственной среды:
«Центр познания» (Центр грамотности, Центр науки, Центр строительно-
конструктивных игр, Центр занимательной математики) обеспечивает решение
задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и
логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и
эксперименты);
«Центр творчества» (Творческая мастерская и Центр искусства,
Музыкально-театрализованный
центр)
обеспечивает
решение
задач
активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные
игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
развитие воображения, творчества, ручной умелости;
«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных
сюжетно-ролевых игр;
«Литературный
центр»,
обеспечивающий
литературное
развитие
дошкольников;
«Спортивно-оздоровительный центр», обеспечивающей двигательную
активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей;
«Центр природы»; «Центр песка и воды», обеспечивающий развитие
любознательности детей в познавательно-исследовательской деятельности;
«Центр
повседневного
бытового
труда»,
обеспечивающий
социализирующую направленность процесса воспитания, ориентацию на
формирование мотивации к трудовой деятельности (самообслуживанию,
элементарной хозяйственно-бытовой деятельности).
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды должно
иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки
для детей.
При организации развивающей предметно-пространственной среды
следует учитывать возможность изменения структуры зонирования для возникающих
образовательных задач.
Показатели, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе
развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:
включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность.
Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что
обеспечивается
разнообразием
предметного
содержания,
доступностью
материалов, удобством их размещения;
низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при
этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее
хорошо всем слышен;
низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр,
игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной
деятельностью;
выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много
рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других
продуктов создается детьми в течение дня;
положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность,
открытость, желание посещать детский сад.
ДОУ самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том
числе технические материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование,
инвентарь в соответствии со спецификой образовательной программы Учреждения.
4.
Особенности
формирования
развивающей
предметно-
пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов.
При построении развивающей предметно-пространственной среды для
детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов
учитываются следующие принципы:
принцип развития – взаимосвязь всех сторон личностного развития,
целостность личностного развития, готовность личности к дальнейшему развитию;
принцип природособразности воспитания – соответствие педагогического
влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ, понимание сложности
внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
принцип психологической комфортности – создание благоприятного
микроклимата
общения,
стимулирующего
активность
дошкольника
с
ОВЗ,
обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
принцип
взаимодействия
–
установление
глубоких
личностных
отношений между участниками образовательных отношений (педагоги, дети,
родители), воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе
взаимодействия.
принцип доверительного сотрудничества – отсутствие давления на
ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность
в
сотрудничестве;
принцип обучения в деятельности – обучение умению ставить цели и
реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному
познанию у детей;
принцип здоровьесберегающий – забота о душевном состоянии ребенка,
его психологическом и физическом благополучии, обеспечение психологического
комфорта, устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на
соматическое и психическое здоровье ребенка
Общие требования к построению предметно-развивающей среды в группах для
детей с ОВЗ:
соответствие среды возрасту и индивидуальным особенностям детей с
отражение
ОВЗ;
в
среде
особенностей
реализуемой
образовательной
программы;
отражение тематики и содержания непрерывной образовательной
деятельности и коррекционной работы;
наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого);
наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр;
учёт гендерных различий детей в построении среды;
наличие в среде развивающих пособий, соответствие развивающих
пособий возрасту детей и особенностям развития детей с ОВЗ;
наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с
ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка,
подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок
ребенка с ОВЗ).