ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол №4 от 22.05.2023 г. Утверждено: Приказом заведующего МБДОУ ПГО «Детский сад №54 комбинированного вида» Приказ от 22.05.2023 г. № 119/1 – Д ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки и структуре, адаптированной образовательной программы дошкольного образования, для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Полевского городского округа «Детский сад №54 комбинированного вида» 1. Общие положения. 1.1. Положение о порядке разработки и структуре образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее – Положение) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Полевского городского округа «Детский сад №54 комбинированного вида» (далее – Учреждение), регулирует порядок разработки и структуру образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее – АОП), для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями); приказом Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013 года, № 1155 (Далее – ФГОС ДО); Письмом Министерства образования и науки РФ «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07.06.2013г. № ИР- 535/07; Уставом Учреждения. АОП разрабатывается на основе Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного учреждения. АОП составляется сроком на 5 лет. 2. Цели и задачи разработки и реализации АОП. Цели: 1) Обеспечение условий для дошкольного образования детей с ОВЗ с учетом их индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей, развитие их позитивной социализации, всестороннего развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности, в группах комбинированной направленности. 2) Обеспечение условий для социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ОВЗ. Задачи: создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ОВЗ в соответствии с из возрастными, индивидуальнотипологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификация образовательных воздействий; целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение и квалифицированная коррекция недостатков в развитии детей; выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ, оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей; обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта.; обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального образования. 3. Порядок и разработка АОП С учетом категории нарушений детей с ОВЗ в Учреждении разрабатываются и реализуются АОП: Образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья расстройствами аутистического спектра с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; Образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; Образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; Образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 4. Структура АОП. Адаптированная образовательная программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми при реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть АОП предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях. Адаптированная образовательная программа включает в себя: Титульный лист, который содержит наименование учреждения, период реализации, ФИО педагогов, разработавших и реализующих программу, гриф утверждения руководителем (с указанием даты и номера приказа), гриф принятия на педагогическом совете. Целевой раздел, который включает пояснительную записку, цели и задачи реализации Программы, возрастные и индивидуальные особенности контингента детей с ОВЗ. Содержательный раздел, который включает в себя описание образовательной деятельности по направлениям (образовательным областям), планируемый результат освоения программы, методы, используемые в ходе коррекционно-развивающего сопровождения; в разделе описываются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Организационный раздел, который включает в себя описание образовательной деятельности с учетом вариативных образовательных программ коррекционной направленности, программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательной деятельности. 5. Порядок рассмотрения и утверждения АОП. АОП разрабатывается рабочей группой Учреждения, при взаимодействии всех участников психолого-педагогического сопровождения (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), принимается педагогическим советом и утверждается заведующим ДОУ. 6. Права и обязанности участников образовательных отношений. 6.1. Заведующий Учреждением имеет право: формировать рабочие группы по разработке АОП, отдавать соответствующие распоряжения и осуществлять контроль за данной деятельностью; рассматривать АОП на этапах ее разработки и подготовки к утверждению; давать предложения и рекомендации по формированию АОП; утверждать АОП. Заведующий Учреждением обязан: руководствоваться в своей деятельности законодательством в сфере образования и подзаконными нормативными правовыми актами, регламентирующими разработку АОП; учитывать мнения участников образовательных отношений и других заинтересованных сторон в процессе разработки и утверждения АОП; соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений. 6.2. Педагогические работники имеют право: участвовать в разработке АОП, давать предложения и рекомендации в ходе разработки АОП ДО, высказывать свое мнение в ходе ее обсуждения; использовать лучший опыт других ДОУ при формировании содержательной части АОП; повышать свою квалификацию с целью совершенствования образовательных программ; участвовать в согласовании АОП. Педагогические работники обязаны: соблюдать в своей деятельности законодательство в сфере образования и подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие разработку АОП; соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений. 6.3. Родители (законные представители) воспитанников имеют право: участвовать в обсуждении АОП, высказывать свое мнение, давать предложения и рекомендации; участвовать в согласовании АОП. Родители (законные представители) воспитанников обязаны соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений. 7. Ответственность Учреждения. Учреждение несет ответственность, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ, в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье воспитанников, работников ДОУ. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод воспитанников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности в Учреждении, должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. 8. Заключительные положения Настоящее Положение принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего Учреждением. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по мере необходимости и утверждаются в порядке, установленном пунктом 5 настоящего Положения.