О наставничестве (2021 год).pdf

Принято
на педагогическом совете
МБДОУ ПГО «Детский сад № 54»
Протокол №5 от 27.07.2021г.

Утверждено
Приказом заведующего
МБДОУ ПГО «Детский сад № 54»
От 27.07.2021г. № 158-Д

ПОЛОЖЕНИЕ
о реализации системы наставничества
в МБДОУ ПГО «Детский сад № 54»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) в МБДОУ ПГО
«Детский сад №54 комбинированного вида» (далее – ДОУ) разработано в
соответствие с Федеральным Законом «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Распоряжением Минпросвещения
России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования,
в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися», Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02
"О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии
(целевой
модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
и
программам
среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик
обмена опытом между обучающимися"), письма Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 31.08.2020 №0201-81/9681 «О
внедрении целевой модели наставничества», приказа ОМС Управление
образованием ПГО от 22.09.2020 года №256/1 – Д «О внедрении методологии
(целевой модели) наставничества в образовательных организациях Полевского
городского округа» и определяет порядок организации наставничества для
внедрения практико-ориентированных и гибких образовательных технологий в
ДОУ.
1.2 . Настоящее Положение:
определяет цель и задачи наставничества в соответствие с методологией
(целевой моделью) наставничества (далее - Целевая модель);
устанавливает порядок организации наставнической деятельности;
определяет права и обязанности ее участников;
определяет требования, предъявляемые к наставникам;
устанавливает способы мотивации наставников и кураторов;
определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса
реализации наставничества в Детском саду и его эффективности.
1.3. Участниками системы наставничества в Детском саду являются:
наставник;
лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее наставляемый);
руководитель ДОУ;

куратор наставнической деятельности в ДОУ.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА. ФУНКЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНИЯ
ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА
2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала
личности
наставляемого,
необходимое
для
успешной
личной
и
профессиональной самореализации, через создание условий для формирования
эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной
помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) ДОУ в их
профессиональном
становлении,
приобретении
профессиональных
компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
Задачами наставничества являются:
улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и
других сферах деятельности;
раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала
педагогов, поддержка формирования и реализации их индивидуальной
образовательной траектории;
обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального
развития и работы в коллективе;
формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать
трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах,
а также при выполнении должностных обязанностей;
ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов,
развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно
выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой
профессиональный уровень;
сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при
приеме на работу, закрепление педагогических кадров в ДОУ и создание
благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;
создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и
профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности;
выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и
моральных качеств,
добросовестности,
ответственности,

дисциплинированности, инициативности, сознательного
индивидуальному развитию;

отношения к

формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ДОУ, в котором
выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками.
2.2. Внедрение целевой модели наставничества в ДОУ предполагает
осуществление следующих функций:
реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой модели
наставничества;
ежегодная
корректировка, утверждение
и
реализация
Программы наставничества;
назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой
модели в ОО;
привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их
деятельностью;
проведение внутреннего
мониторинга
эффективности наставничества;

реализации

и

обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего
Положения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы
наставничества ДОУ.
Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и
включает в себя:

реализуемые в ДОУ формы наставничества;
типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством
наставника (далее – индивидуальные планы) по форме наставничества, на
основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником)
разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой
модели.
3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической
деятельности несет руководитель ДОУ, куратор наставнической
деятельности и наставники в рамках , возложенных на них обязанностей.
3.3. Наставничество устанавливается для педагогических работников,
вновь принятые на работу в ДОУ.
3.4 . Наставниками могут быть педагоги и иные должностные лица ДОУ.
3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе.

3.6. Наставник
одновременно
может
осуществлять
мероприятия
наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых.
3.7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально
для каждой наставнической пары (но не более 1 календарного года), в
зависимости от планируемых результатов, сформулированных в
индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии
наставляемого. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в
отношении которого осуществляется наставничество, необходимых
компетенций, наставничество по согласованию с наставником и
куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может
быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки
или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам
наставника или лица, в отношении которого осуществляется на
ставничество.
3.8. Замена наставника производится приказом руководителя ДОУ,
основанием могут выступать следующие обстоятельства:
прекращение наставником трудовых отношений с ДОУ;
психологическая несовместимость наставника и наставляемого;
систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
При замене наставника период наставничества не меняется.
3.9. Этапы наставнической деятельности в Детском саду осуществляются в
соответствие с «Дорожной картой» внедрения Целевой модели .
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА
4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:
формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
ежегодная корректировка Программы наставничества ОО;
организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы
наставничества;
подготовка
проектов документов, сопровождающих наставническую
деятельность и представление их на утверждение руководителю ОО;
оказание
своевременной информационной,
методической
и
консультационной поддержки участникам наставнической деятельности;
внутренний мониторинг качества реализации Программы наставничества;

получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных
причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование),
обработка полученных результатов;
анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической
деятельности в ДОУ.
4.2 . Куратор имеет право:
запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления,
анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от
участников наставнической деятельности;
организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники;
вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ДОУ,
сопровождающие наставническую деятельность;
инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности
в ДОУ;
принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
вносить на рассмотрение руководству ДОУ предложения о поощрении
участников наставнической деятельности;
организации взаимодействия наставнических пар;
на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и
высокого качества Программ наставничества.
4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
5.1 . Наставник обязан:
помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого,
своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его
выполнение, оценивать фактический результат осуществления
запланированных мероприятий;
в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с
наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их
выполнения,
обсуждения,
и
(при
необходимости),
коррекции
Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности;
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности
наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана;

передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее
рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в т.ч.
оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в
нестандартных ситуациях и пр.;
своевременно реагировать на проявления недисциплинированности
наставляемого, личным примером развивать положительные качества
наставляемого, при необходимости корректировать его поведение;
принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в ДОУ.
5.2 . Наставник имеет право:
привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с
реализацией Программы наставничества;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в ДОУ, в
том числе с деятельностью наставляемого;
выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и
своевременности
выполнения
заданий,
проектов,
определенных
Индивидуальным планом;
требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана;
принимать участие в мониторинге реализации Программы наставничества, в
оценке соответствия условий организации Программы наставничества
требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения
Целевой модели;
обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и
дополнений в документацию и инструменты осуществления Программы
наставничества, за организационно-методической поддержкой;
обращаться к руководителю ДОУ с мотивированным заявлением о сложении
обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного
выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
мероприятий индивидуального плана развития.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
6.1 . Наставляемый обязан:
выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в
установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы,
связанные с выполнением Индивидуального плана;
совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и
устранять допущенные ошибки;
выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением

Индивидуального плана, учиться у него практическому
поставленных задач, формировать поведенческие навыки;

решению

отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его
мероприятий Индивидуального плана);
сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением
определенных пунктов Индивидуального плана;
проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное
отношение к обучению и всем видам деятельности в рамках
наставничества;
принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой
наставничества ДОУ.
6.2 . Наставляемый имеет право:
пользоваться
имеющейся
в
ДОУ
нормативной,
информационноаналитической и учебно-методической документацией,
материалами и
иными ресурсами, обеспечивающими реализацию Индивидуального плана;
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по
вопросам, связанным с наставничеством, запрашивать интересующую
информацию;
принимать участие в мониторинге реализации Программы наставничества, в
оценке соответствия условий организации Программ наставничества
требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения
Целевой модели;
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить
с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической
деятельности в ДОУ.
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
НАСТАВНИЧЕСТВА
7.1 . Мониторинг реализации Программы наставничества в ДОУ направлен на:
6.

изучение (оценку) качества реализованной в ДОУ Программы наставничества,
эффективности совместной работы пар;
выявление соответствия условий организации Программы наставничества в
ДОУ требованиям и принципам Целевой модели;
7.2. Мониторинг реализации Программы наставничества осуществляется
не позднее 30 мая, ежегодно.

7.3. Мониторинг
реализации
Программы
наставничества
также
осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и
наставляемых организацией наставнической деятельности в
ДОУ.
7.4. В целях обеспечения открытости реализации Программы
наставничества в ДОУ на сайте организации размещается и своевременно
обновляется следующая информация:
реестр наставников;
анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др.
МОТИВАЦИЯ УЧАСТНИКОВ НАСТАВНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8.1. Участники системы наставничества в ДОУ, показавшие высокие результаты,
могут быть представлены решением руководителя ДОУ к следующим видам
поощрений:
7.

публичное признание значимости их работы – объявление благодарности,
награждение почетной грамотой и др.;
размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении,
признаний профессиональных достижений наставляемых и наставников и др.)
на сайте и страницах ДОУ в социальных сетях.
8.2. Руководство ДОУ также может оказывать содействие развитию
наиболее активных участников наставничества в ДОУ через приглашение их
к участию в
коммуникативных мероприятиях (конференции, форумы, совещания и пр.).
8.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при
проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении
стимулирующих
выплат ДОУ.
8.4. Руководство Детского сада вправе применять иные методы
нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды
института наставничества и повышения его эффективности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».