Принято на педагогическом совете МБДОУ ПГО «Детский сад № 54» Протокол №5 от 27.07.2021г. Утверждено Приказом заведующего МБДОУ ПГО «Детский сад № 54» От 27.07.2021г. № 158-Д ПОЛОЖЕНИЕ о реализации системы наставничества в МБДОУ ПГО «Детский сад № 54» ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) в МБДОУ ПГО «Детский сад №54 комбинированного вида» (далее – ДОУ) разработано в соответствие с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"), письма Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 31.08.2020 №0201-81/9681 «О внедрении целевой модели наставничества», приказа ОМС Управление образованием ПГО от 22.09.2020 года №256/1 – Д «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества в образовательных организациях Полевского городского округа» и определяет порядок организации наставничества для внедрения практико-ориентированных и гибких образовательных технологий в ДОУ. 1.2 . Настоящее Положение: определяет цель и задачи наставничества в соответствие с методологией (целевой моделью) наставничества (далее - Целевая модель); устанавливает порядок организации наставнической деятельности; определяет права и обязанности ее участников; определяет требования, предъявляемые к наставникам; устанавливает способы мотивации наставников и кураторов; определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса реализации наставничества в Детском саду и его эффективности. 1.3. Участниками системы наставничества в Детском саду являются: наставник; лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее наставляемый); руководитель ДОУ; куратор наставнической деятельности в ДОУ. 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА. ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА 2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) ДОУ в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей. Задачами наставничества являются: улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности; раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала педагогов, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории; обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе; формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей; ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в ДОУ и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития; создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности; выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного индивидуальному развитию; отношения к формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ДОУ, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками. 2.2. Внедрение целевой модели наставничества в ДОУ предполагает осуществление следующих функций: реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой модели наставничества; ежегодная корректировка, утверждение и реализация Программы наставничества; назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в ОО; привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью; проведение внутреннего мониторинга эффективности наставничества; реализации и обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы наставничества ДОУ. Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и включает в себя: реализуемые в ДОУ формы наставничества; типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника (далее – индивидуальные планы) по форме наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели. 3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет руководитель ДОУ, куратор наставнической деятельности и наставники в рамках , возложенных на них обязанностей. 3.3. Наставничество устанавливается для педагогических работников, вновь принятые на работу в ДОУ. 3.4 . Наставниками могут быть педагоги и иные должностные лица ДОУ. 3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе. 3.6. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых. 3.7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (но не более 1 календарного года), в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется на ставничество. 3.8. Замена наставника производится приказом руководителя ДОУ, основанием могут выступать следующие обстоятельства: прекращение наставником трудовых отношений с ДОУ; психологическая несовместимость наставника и наставляемого; систематическое неисполнение наставником своих обязанностей; привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. При замене наставника период наставничества не меняется. 3.9. Этапы наставнической деятельности в Детском саду осуществляются в соответствие с «Дорожной картой» внедрения Целевой модели . 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА 4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности: формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; ежегодная корректировка Программы наставничества ОО; организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы наставничества; подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение руководителю ОО; оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; внутренний мониторинг качества реализации Программы наставничества; получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в ДОУ. 4.2 . Куратор имеет право: запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности; организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники; вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ДОУ, сопровождающие наставническую деятельность; инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в ДОУ; принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; вносить на рассмотрение руководству ДОУ предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар; на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого качества Программ наставничества. 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА 5.1 . Наставник обязан: помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий; в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности; выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана; передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в т.ч. оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.; своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого, личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости корректировать его поведение; принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в ДОУ. 5.2 . Наставник имеет право: привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Программы наставничества; участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в ДОУ, в том числе с деятельностью наставляемого; выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных Индивидуальным планом; требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана; принимать участие в мониторинге реализации Программы наставничества, в оценке соответствия условий организации Программы наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления Программы наставничества, за организационно-методической поддержкой; обращаться к руководителю ДОУ с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития. 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО 6.1 . Наставляемый обязан: выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением Индивидуального плана; совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки; выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением Индивидуального плана, учиться у него практическому поставленных задач, формировать поведенческие навыки; решению отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий Индивидуального плана); сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов Индивидуального плана; проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к обучению и всем видам деятельности в рамках наставничества; принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества ДОУ. 6.2 . Наставляемый имеет право: пользоваться имеющейся в ДОУ нормативной, информационноаналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию Индивидуального плана; в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством, запрашивать интересующую информацию; принимать участие в мониторинге реализации Программы наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в ДОУ. МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА 7.1 . Мониторинг реализации Программы наставничества в ДОУ направлен на: 6. изучение (оценку) качества реализованной в ДОУ Программы наставничества, эффективности совместной работы пар; выявление соответствия условий организации Программы наставничества в ДОУ требованиям и принципам Целевой модели; 7.2. Мониторинг реализации Программы наставничества осуществляется не позднее 30 мая, ежегодно. 7.3. Мониторинг реализации Программы наставничества также осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в ДОУ. 7.4. В целях обеспечения открытости реализации Программы наставничества в ДОУ на сайте организации размещается и своевременно обновляется следующая информация: реестр наставников; анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др. МОТИВАЦИЯ УЧАСТНИКОВ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8.1. Участники системы наставничества в ДОУ, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя ДОУ к следующим видам поощрений: 7. публичное признание значимости их работы – объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.; размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, признаний профессиональных достижений наставляемых и наставников и др.) на сайте и страницах ДОУ в социальных сетях. 8.2. Руководство ДОУ также может оказывать содействие развитию наиболее активных участников наставничества в ДОУ через приглашение их к участию в коммуникативных мероприятиях (конференции, форумы, совещания и пр.). 8.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат ДОУ. 8.4. Руководство Детского сада вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности.