Адаптивная физкультура

11.01.2022

Как показывает статистика, в России в дошкольных учреждениях только десять детей из ста абсолютно здоровы. К такому неутешительному результату привело то, что новорожденные дети рождаются с гораздо худшим здоровьем, а экологическая обстановка только ухудшается. Ко всему прочему, физическая нагрузка у детей сокращается, поскольку у родителей не хватает времени на занятия с ними, а потому дети страдают гиподинамией.

Еще одной причиной такой тенденции является то, что родители больше ориентированы на развитие интеллектуальных способностей ребенка: компьютерные игры и разнообразные кружки, в которых дети занимаются, по большей части, сидя. Эти и некоторые другие причины приводят к тому, что у многих деток нарушается осанка, развиваются плоскостопие и заболевания органов дыхания. В связи с этим, для предотвращения развития заболеваний и их коррекции необходимы профилактические мероприятия.

Для оздоровления детей с частыми респираторными заболеваниями необходимо достижение дополнительной цели - коррекции имеющихся отклонений в состоянии здоровья. В этой связи процесс положительной адаптационной перестройки организма может быть успешным в условиях преемственности систематического применения специальных, закаливающих и развивающих средств физической культуры на всех этапах физического воспитания и в непосредственной близости от ребенка.

С одной стороны, не имея противопоказаний к усвоению общеобразовательных программ, ЧБД чаще испытывают трудности в формировании двигательных навыков и умений, имеют низкий уровень мотивации к двигательной активности. Эти дети отличаются недостаточной координацией движений и ориентацией в пространстве, отсутствием должной уверенности и ловкости в движениях, замедленной и неадекватной реакцией на внешние раздражители. С другой стороны, для формирования устойчивой мотивации к двигательной активности ЧБД необходимо осваивать новые виды физических упражнений, повышать уровень физических качеств и двигательных способностей, стимулировать участие в коллективных играх со сверстниками.

Эффективный метод работы с ЧБД – это адаптивная физическая культура в детском саду.

Цель такого комплекса — это реабилитация и адаптация к социальной среде детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи адаптивной физической культуры следующие:

•развитие детей посредством движения;

•формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

•формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

•управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр, подвижных играх, эстафетах, соревнований;

•формирование и развитие компенсаторных навыков.

Адаптивная физическая культура предусматривает введение специальных средств и методов, способствующих общему укреплению физического и психического здоровья воспитанников, повышению функциональных возможностей детского организма, укрепляющих опорно-двигательный аппарат.

Основные формы организации физического воспитания ослабленных детей в ДОУ проводятся в соответствии с ООП, которая включает три обязательные физкультурные занятия в неделю, утреннюю гимнастику, двигательно-оздоровительные физкультминутки, закаливающие процедуры, прогулки и экскурсии, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, самостоятельную двигательную активность детей.

Их особенностью является общая профилактика распространенных вторичных нарушений: плоскостопия, нарушения осанки, избыточной массы тела, нарушения зрения, отклонений в нервно-психическом и физическом развитии.

Занятия обеспечивают оптимизацию работы основных систем организма, ослабленного частыми простудами ребенка, за счет следующих приемов:

– выполнение циклических упражнений невысокой мощности с регулируемой нагрузкой (дозированная ходьба);

– кратковременных динамических нагрузок с небольшими интервалами (в т.ч. дозируемая тренировка дыхательной мускулатуры и обще-развивающего характера для оптимизации сердечнососудистой и иммунной систем);

– заполнения интервалов упражнениями на релаксацию или дыхательными упражнениями;

– применения статических дыхательных упражнений умеренной интенсивности (дыхательные упражнения с форсированным выдохом, упражнения с модифицированным составом вдыхаемого воздуха);

– динамических дыхательных упражнений (дыхательная гимнастика);Хочу такой сайт

– выполнение скоростно-силовых упражнений с использованием функциональных средовых отягощений (сопротивление твердо-воздушной среды при выполнении упражнений в сухом бассейне);

- с использованием механического воздействия (упражнения с традиционными и нетрадиционными предметами и оборудованием);

В основной части адаптивной физической культуры применяются следующие содержательные формы:

1. Комплексы статических и динамических дыхательных упражнений. Дыхательные упражнения уникальны тем, что с их помощью можно улучшать оксигенацию (насыщение тканей организма кислородом) тканей и тренировать все системы организма. Сознательное увеличение объема вдыхаемого воздуха за счет изменения частоты и глубины дыхания (гипервентиляция), соотношение вдоха-выдоха и дыхательной паузы, грудное и диафрагмальное дыхание, носовое дыхание – вот варианты дыхательных упражнений. Для укрепления иммунитета детей группы ЧБД полезны дыхательные упражнения с плавным вдохом-выдохом и задержкой дыхания. Это позволяет обеспечивать организм кислородом в необходимом количестве, выводит углекислый газ и дает дыхательным мышцам небольшой отдых во время дыхательной паузы.

2. Комплексы оздоровительной гимнастики.

3. Комплексы развивающих игр-упражнений средней интенсивности, предназначенные для целенаправленного развития двигательных навыков и умений, поэтому обновляются каждый месяц года.

4. Комплекс упражнений в сухом бассейне. С целью создания искусственной модифицирующей среды применим сухой бассейн, выполнение упражнений в которых происходит с преодолением некоторого сопротивления твердо-воздушной среды, в необычных позах и положениях, что стимулирует работу различных групп мышц и увеличивает объем тренирующего воздействия на различные системы организма. У детей восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и ее превышением. Поэтому, в результате выполнения движений с некоторым напряжением происходит не утрата, а приобретение массы тела, что обеспечивает рост и оптимизацию работы систем и органов. Комплекс для ЧБД включает как активные движения, так и упражнения на релаксацию, восполняющие паузы для отдыха после нагрузки.

6. Оздоровительная (дозированная) ходьба. Это наиболее доступный вид циклических аэробных упражнений для ЧБД дошкольного возраста, не требующий специальной подготовки, является естественной потребностью растущего организма и сопровождается положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Дозированная ходьба по многофункциональной «Тропе здоровья» сообщает закаливающие и развивающие эффекты, формируя искусственные факторы тренирующего воздействия (ортопедические коврики, кольцевые лазы, «кочки», массажные дорожки). Они придают обычному циклическому упражнению, с одной стороны, соревновательный смысл (преодоление «полосы препятствий», ближний туризм, элементы ориентирования), а с другой стороны, создают атмосферу игры-путешествия или приключения.

7. Также для детей с ослабленным здоровьем применяются циклические упражнения в ходьбе и беге. Циклические упражнения, являясь наиболее важным компонентом двигательного режима растущего организма, способствуют нормализации работы кардиореспираторной системы, а также повышению умственной и физической работоспособности.

8. Положительное влияние на ЧБД оказывают упражнения фитболах, с включением подвижных игр. Данное сочетание средств физической культуры заметно влияет на морфофункциональные возможности, на развитие двигательных способностей и речевое развитие детей.

9. Общеразвивающие упражнения разнообразны, выполняются по всем осям плечевого сустава с укороченным и полным рычагом, в сочетании с движениями туловища и без них.

10. В комплексном оздоровлении детей применяются подвижные игры, такие как «Кто летает?», «Запрещенное движение», «Съедобное – несъедобное», «Мяч по кругу», «Паровозик», «Совушка» и т.д.

Создание вышеописанных условий в процессе адаптивной физической культуры детей предусматривает соблюдение некоторых требований. К первостепенным можно отнести гигиенические, педагогические и психологические требования.

Гигиенические требования — это соблюдение режима дня и оптимальной двигательной нагрузки.

Педагогические требования — это постоянный педагогический контроль над самочувствием детей, индивидуальный и дифференцированный подход при регулировании физической нагрузки с учетом возраста, степени и характера нарушений. Использование традиционных и нетрадиционных средств физической культуры обеспечивает развитие, коррекцию и профилактику возникновения новых отклонений в состоянии здоровья детей, а также предупреждает переутомление и травматизм в процессе занятий физическими упражнениями. Для этих целей активно используется потенциал адаптивной физической.

К психологическим требованиям можно отнести следующие: создание благоприятного психологического климата, создание ситуаций успеха, поощрение воспитанников, формирование устойчивой мотивации к выполнению физических упражнений и осознанному отношению к своему здоровью и самооздоровлению.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.11.2018

Дата обновления: 11.07.2022

Дата публикации: 11.01.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».