ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол №4 от 22.05.2023 г.
Утверждено:
Приказом заведующего МБДОУ ПГО
«Детский сад №54 комбинированного вида»
Приказ от 22.05.2023 г. № 119/2 – Д
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке разработки и структуре
образовательной программы дошкольного образования
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
Полевского городского округа
«Детский сад №54 комбинированного вида»
1. Общие положения
1.1.
Настоящее
Положение
определяет
порядок
разработки
образовательной программы дошкольного образования (далее по тексту – ОП) в
МБДОУ «Детский сад № 54» (далее по тексту – ДОУ), требование к структуре,
определение содержания и форм реализации воспитательно-образовательного
процесса в каждом возрастном периоде, установление норм и положений,
обязательных при реализации Программы, корректировка и осуществление
административного контроля за полнотой и качеством ее реализации.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273, приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384),
приказом Министерства Просвещения от 08 ноября 2022 г. № 955 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и
Министерства
просвещения,
касающиеся
федеральных
государственных
образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)», приказом Министерства просвещения РФ
от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
дошкольного
образования»,
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно
эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020 №
615773), приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об
утверждении
Порядка
деятельности
по
образовательным
организации
основным
программам
и
осуществления
образовательной
общеобразовательным
дошкольного
программам
образования»,
–
приказом
Министерства просвещения России от 01.12.2022 N 1048 «О внесении изменений
в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373», Уставом образовательного
муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения
«Детский сад № 54».
1.3. ОП – нормативно-управленческий документ, разработанный в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной
программой дошкольного образования. Содержание и планируемые результаты
ОП должны быть не ниже соответствующих содержания и от 25 ноября 2022 г. №
1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования», постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно
эпидемиологические
требования
к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020 № 615773), приказом Министерства
просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования», приказом Министерства просвещения России от 01.12.2022 N 1048
«О
внесении
изменений
в
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным
программам
дошкольного
образования,
утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г.
N 373», Уставом МБДОУ ПГО «Детский сад №54 комбинированного вида».
планируемых
результатов
федеральной
образовательной
программы
дошкольного образования.
1.4.
ОП
определяет
содержание
и
организацию
образовательной
деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает физическое и
психическое развитие детей в различных видах деятельности и охватывать
следующие структурные единицы, представляющие определенные направления
обучения и воспитания детей (далее – образовательные области): социальнокоммуникативное
развитие;
познавательное
развитие;
речевое
развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
1.5. Срок действия данного положения не ограничен. Положение действует
до принятия нового.
1.6. Изменения в настоящее Положение могут вноситься в соответствии с
действующим законодательством РФ и Уставом ДОУ.
2. Цели и задачи ОП
2.1. Цель ОП - разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного
детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций.
2.2. Задачи ОП:
обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и
планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к
базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь
и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе
осмысления ценностей;
построение
(структурирование)
содержания
образовательной
деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей
развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей
дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и
индивидуальных
возможностей;
охрана
и
укрепление
физического
и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных
качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих
способностей
ребёнка,
его
инициативности,
самостоятельности
и
ответственности; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей,
обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования.
3. Структура ОП, требования к структурным разделам ОП.
3.1. ФГОС ДО и Федеральная программа являются основой для
самостоятельной разработки и утверждения ОП, обязательная часть которой
должна соответствовать Федеральной программе и оформляется в виде ссылки на
нее. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Объём обязательной части Программы
составляет не менее 60% от общего объёма; части, формируемой участниками
образовательных отношений, не более 40% и может быть ориентирована на
специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе
региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и
форм организации
работы с детьми, которые в наибольшей степени
соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям
педагогического коллектива и ДОУ в целом. Содержание и планируемые
результаты ОП должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов Федеральной программы.
3.2. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный
и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений.
3.3. Структура ОП включает: Целевой раздел, который состоит из
обязательной части и часть, формируемой участниками образовательных
отношений. Обязательная часть программы включает: - пояснительную записку:
- цель и задачи ОП; - принципы к формированию ОП; - планируемые результаты
реализации ОП; - педагогическую диагностику достижения планируемых
результатов.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает:
пояснительную записку; - цели и задачи реализации деятельности по
реализации приоритетных направлений ОП;
принципы к формированию Программы;
планируемые результаты реализации ОП;
Педагогическую диагностику достижения планируемых результатов
Содержательный раздел состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть программы
включает: задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из
образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социальнокоммуникативное,
познавательное,
речевое,
художественно
эстетическое,
физическое развитие). Также представлены задачи воспитания, направленные на
приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них
ценностного
отношения
к
окружающему
миру.
Более
конкретное
и
дифференцированное по возрастам описание воспитательных задач приводится в
Программе воспитания.
Также в содержательном разделе представлены:
описания
вариативных форм, способов,
методов
и средств
реализации ОП;
особенностей образовательной деятельности разных видов и
культурных практик;
способы и направления поддержки детской инициативы;
особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся; - направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее
- КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел ОП входит рабочая Программа воспитания,
которая
раскрывает
задачи
и
направления
воспитательной
работы,
предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным
ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения в российском обществе.
В
структуру
рабочей
Программы
воспитания
входят
целевой,
содержательный и организационный разделы.
целевой раздел Программы воспитания включает: цели и задачи
воспитания;
направления воспитания (патриотическое, духовно-нравственное,
социальное,
познавательное,
физическое
и
оздоровительное,
трудовое,
эстетическое);
целевые ориентиры воспитания (целевые ориентиры воспитания
детей раннего возраста (к трем годам), целевые ориентиры воспитания на этапе
завершения освоения Программы).
Содержательный раздел Программы воспитания включает:
уклад образовательной организации;
воспитывающая среда образовательной организации;
общности образовательной организации;
задачи воспитания в образовательных областях;
формы совместной деятельности в образовательной организации
(работа с родителями, события образовательной организации, совместная
деятельность в образовательных ситуациях);
организация предметно-пространственной среды;
социальное партнерство.
Организационный раздел Программы воспитания включает:
кадровое обеспечение;
нормативно-методическое обеспечение;
требования к условиям работы с особыми категориями детей.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Данная часть программы включает задачи и содержание деятельности ДОУ по
приоритетным направлениям развития.
Организационный раздел ОП включает:
психолого-педагогические условия реализации Программы;
особенности
организации
развивающей
предметно-
пространственной среды;
материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
перечень
литературных,
музыкальных,
художественных,
анимационных произведений для реализации Федеральной программы;
кадровые условия реализации Программы;
режим и распорядок дня в дошкольных группах;
календарный план воспитательной работы.
часть программы, формируемая участниками образовательных
отношений, в части, организационного раздела.
3.4. В структуру ОП входит Дополнительный раздел Программы, которым
является текст краткой презентации. Краткая презентация ОП ориентирована на
родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
4. Рассмотрение и утверждение ОП
4.1. ОП рассматривается на заседаниях педагогического совета ДОУ.
4.2. На педагогическом совете принимается решение о соответствии ОП
Уставу ДОУ, локальному акту ДОУ («Положению об основной образовательной
программе дошкольного образования»).
4.3. ОП утверждается приказом заведующего ДОУ не позднее 1 сентября
учебного года один раз в пять лет на период срока освоения программы.
5. Права и обязанности участников образовательных отношений.
Руководитель ДОУ имеет право:
формировать рабочие группы по разработке ОП ДОУ, отдавать
соответствующие
распоряжения
и
осуществлять
контроль
за
данной
деятельностью;
рассматривать ОП ДОУ на этапах ее разработки и подготовки к
утверждению;
давать предложения и рекомендации по формированию ОП ДОУ;
утверждать ОП ДОУ.
Руководитель ДОУ обязан:
образования
руководствоваться в своей деятельности законодательством в сфере
и
подзаконными
нормативными
правовыми
актами,
регламентирующими разработку ОП ДОУ;
учитывать мнения участников образовательных отношений и других
заинтересованных сторон в процессе разработки и утверждения ОП ДОУ;
соблюдать права и свободы других участников образовательных
отношений.
Педагогические работники имеют право:
участвовать в разработке ОП ДОУ, давать
предложения
и
рекомендации в ходе разработки ОП ДОУ, высказывать свое мнение в ходе ее
обсуждения;
использовать лучший опыт других ДОУ при формировании
содержательной части ОП ДОУ;
повышать
свою
квалификацию
с
целью
совершенствования
образовательных программ;
участвовать в согласовании ОП ДОУ.
Педагогические работники обязаны:
соблюдать
в своей
деятельности законодательство в сфере
образования и подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие
разработку ОП ДОУ;
соблюдать права и свободы других участников образовательных
отношений.
Родители (законные представители) воспитанников имеют право:
участвовать в обсуждении ОП ДОУ, высказывать свое мнение,
давать предложения и рекомендации;
участвовать в согласовании ОП ДОУ.
Родители (законные представители) воспитанников обязаны соблюдать права и
свободы других участников образовательных отношений.
6. Изменения и дополнения в ОП
6.1. Основания для внесения изменений: - внедрение новых парциальных
программ, технологий в педагогический процесс; - изменение возрастной
категории воспитанников ДОУ; - обновление информационно-методического
обеспечения; применение новых методических пособий в дополнение к
используемым в ДОУ программам воспитания, образования и развития детей
дошкольного возраста.
7. Хранение ОП.
7.1. Оригинал ОП, утвержденный приказом заведующего ДОУ, находится
в кабинете старшего воспитателя МБДОУ.