ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол №4 от 22.05.2023 г. Утверждено: Приказом заведующего МБДОУ ПГО «Детский сад №54 комбинированного вида» Приказ от 22.05.2023 г. № 119/2 – Д ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки и структуре образовательной программы дошкольного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Полевского городского округа «Детский сад №54 комбинированного вида» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок разработки образовательной программы дошкольного образования (далее по тексту – ОП) в МБДОУ «Детский сад № 54» (далее по тексту – ДОУ), требование к структуре, определение содержания и форм реализации воспитательно-образовательного процесса в каждом возрастном периоде, установление норм и положений, обязательных при реализации Программы, корректировка и осуществление административного контроля за полнотой и качеством ее реализации. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273, приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384), приказом Министерства Просвещения от 08 ноября 2022 г. № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020 № 615773), приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка деятельности по образовательным организации основным программам и осуществления образовательной общеобразовательным дошкольного программам образования», – приказом Министерства просвещения России от 01.12.2022 N 1048 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373», Уставом образовательного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 54». 1.3. ОП – нормативно-управленческий документ, разработанный в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования. Содержание и планируемые результаты ОП должны быть не ниже соответствующих содержания и от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020 № 615773), приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», приказом Министерства просвещения России от 01.12.2022 N 1048 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373», Уставом МБДОУ ПГО «Детский сад №54 комбинированного вида». планируемых результатов федеральной образовательной программы дошкольного образования. 1.4. ОП определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения и воспитания детей (далее – образовательные области): социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. 1.5. Срок действия данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 1.6. Изменения в настоящее Положение могут вноситься в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставом ДОУ. 2. Цели и задачи ОП 2.1. Цель ОП - разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций. 2.2. Задачи ОП: обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития; создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. 3. Структура ОП, требования к структурным разделам ОП. 3.1. ФГОС ДО и Федеральная программа являются основой для самостоятельной разработки и утверждения ОП, обязательная часть которой должна соответствовать Федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объём обязательной части Программы составляет не менее 60% от общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОУ в целом. Содержание и планируемые результаты ОП должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы. 3.2. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 3.3. Структура ОП включает: Целевой раздел, который состоит из обязательной части и часть, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть программы включает: - пояснительную записку: - цель и задачи ОП; - принципы к формированию ОП; - планируемые результаты реализации ОП; - педагогическую диагностику достижения планируемых результатов. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает: пояснительную записку; - цели и задачи реализации деятельности по реализации приоритетных направлений ОП; принципы к формированию Программы; планируемые результаты реализации ОП; Педагогическую диагностику достижения планируемых результатов Содержательный раздел состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть программы включает: задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно эстетическое, физическое развитие). Также представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру. Более конкретное и дифференцированное по возрастам описание воспитательных задач приводится в Программе воспитания. Также в содержательном разделе представлены: описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации ОП; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; - направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов. В содержательный раздел ОП входит рабочая Программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. В структуру рабочей Программы воспитания входят целевой, содержательный и организационный разделы. целевой раздел Программы воспитания включает: цели и задачи воспитания; направления воспитания (патриотическое, духовно-нравственное, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, эстетическое); целевые ориентиры воспитания (целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам), целевые ориентиры воспитания на этапе завершения освоения Программы). Содержательный раздел Программы воспитания включает: уклад образовательной организации; воспитывающая среда образовательной организации; общности образовательной организации; задачи воспитания в образовательных областях; формы совместной деятельности в образовательной организации (работа с родителями, события образовательной организации, совместная деятельность в образовательных ситуациях); организация предметно-пространственной среды; социальное партнерство. Организационный раздел Программы воспитания включает: кадровое обеспечение; нормативно-методическое обеспечение; требования к условиям работы с особыми категориями детей. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений. Данная часть программы включает задачи и содержание деятельности ДОУ по приоритетным направлениям развития. Организационный раздел ОП включает: психолого-педагогические условия реализации Программы; особенности организации развивающей предметно- пространственной среды; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Федеральной программы; кадровые условия реализации Программы; режим и распорядок дня в дошкольных группах; календарный план воспитательной работы. часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, в части, организационного раздела. 3.4. В структуру ОП входит Дополнительный раздел Программы, которым является текст краткой презентации. Краткая презентация ОП ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. 4. Рассмотрение и утверждение ОП 4.1. ОП рассматривается на заседаниях педагогического совета ДОУ. 4.2. На педагогическом совете принимается решение о соответствии ОП Уставу ДОУ, локальному акту ДОУ («Положению об основной образовательной программе дошкольного образования»). 4.3. ОП утверждается приказом заведующего ДОУ не позднее 1 сентября учебного года один раз в пять лет на период срока освоения программы. 5. Права и обязанности участников образовательных отношений. Руководитель ДОУ имеет право: формировать рабочие группы по разработке ОП ДОУ, отдавать соответствующие распоряжения и осуществлять контроль за данной деятельностью; рассматривать ОП ДОУ на этапах ее разработки и подготовки к утверждению; давать предложения и рекомендации по формированию ОП ДОУ; утверждать ОП ДОУ. Руководитель ДОУ обязан: образования руководствоваться в своей деятельности законодательством в сфере и подзаконными нормативными правовыми актами, регламентирующими разработку ОП ДОУ; учитывать мнения участников образовательных отношений и других заинтересованных сторон в процессе разработки и утверждения ОП ДОУ; соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений. Педагогические работники имеют право: участвовать в разработке ОП ДОУ, давать предложения и рекомендации в ходе разработки ОП ДОУ, высказывать свое мнение в ходе ее обсуждения; использовать лучший опыт других ДОУ при формировании содержательной части ОП ДОУ; повышать свою квалификацию с целью совершенствования образовательных программ; участвовать в согласовании ОП ДОУ. Педагогические работники обязаны: соблюдать в своей деятельности законодательство в сфере образования и подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие разработку ОП ДОУ; соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений. Родители (законные представители) воспитанников имеют право: участвовать в обсуждении ОП ДОУ, высказывать свое мнение, давать предложения и рекомендации; участвовать в согласовании ОП ДОУ. Родители (законные представители) воспитанников обязаны соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений. 6. Изменения и дополнения в ОП 6.1. Основания для внесения изменений: - внедрение новых парциальных программ, технологий в педагогический процесс; - изменение возрастной категории воспитанников ДОУ; - обновление информационно-методического обеспечения; применение новых методических пособий в дополнение к используемым в ДОУ программам воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. 7. Хранение ОП. 7.1. Оригинал ОП, утвержденный приказом заведующего ДОУ, находится в кабинете старшего воспитателя МБДОУ.