Рабочая программа Старикова Д.С.

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МБДОУ ПГО «Детский сад № 54»
17.07.2023г. протокол №5

Утверждена
приказом заведующего
МБДОУ ПГО «Детский сад № 54»
От 19.07.2023г. №163-Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА
ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
СОГЛАСОВАНО
Советом родителей
ДОО Протокол № 5
18.07.2023г.

Разработчик:
Старикова Д.С.

2023-2024 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………………………………………………................3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………..................3
1.2. Цель, задачи и принципы формирования программы……………………………………………………………................5
1.3. Характеристика детей с речевыми нарушениями…………………………………………………………………...............6
1.4. Планируемые результаты освоения программы………………………………………………………………….................8
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………………………….........10
2.1. Основное содержание логопедической работы. Модуль образовательной области «Речевое развитие»…..………….10
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы…………………………………………..............11
ЧАСТЬ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ…….19
2.3. Программа коррекционной работы……………………………………………………………………………………….....22
2.4. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития детей…......27
2.5. Взаимодействие с семьями дошкольников, имеющих нарушения речи………………………………………………….31
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………………………….34
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………...34
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы………………………………………………………………………37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………………………………..39

2

I.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования раскрывает новые
направления в организации деятельности по речевому развитию детей. В качестве приоритетных определяются такие
задачи, как развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности, практическое
овладение нормами речи.
На сегодняшний день в дошкольном образовательном учреждении процент детей с речевыми нарушениями разной
степени выраженности не снижается, остается стабильно высоким. Дети с тяжелыми нарушениями речи представляют
группу риска в связи с особенностями, которые затрудняют успешное овладение основной образовательной программой.
Они нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, которая должна быть направленна на
обеспечение коррекции нарушений речевого развития, оказания квалифицированной помощи в освоении программы, их
разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации. В связи с этим возникла необходимость разработки рабочей программы коррекционной
деятельности учителя-логопеда реализующей на логопедическом пункте программы по коррекции речевых нарушений у
дошкольников.
Программа разработана в соответствии с образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения Полевского городского округа «Детский сад № 54 комбинированного вида» на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в
Российской Федерации»
 Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ п. 6 ст. 28;
3

 Закона «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических
работников»;
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменениями,
внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776)
в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,
 Конвенции о правах ребенка ООН;
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья" (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
 Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Авторы:
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;
 Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Авторы: Т.Б. Филичева,
Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;
 Положения о логопедическом пункте муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Полевского городского округа «Детский сад № 54 комбинированного вида».

4

1.2. Цель, задачи и принципы формирования программы
Целью программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для обучающихся с различными
проявлениями речевой патологи на логопедическом пункте, предусматривающей интеграцию действий специалистов,
педагогов и родителей дошкольников.
Задачи программы:
- своевременное выявление обучающихся с нарушением речи в образовательно-воспитательном процессе;
- определение особых образовательных потребностей обучающихся с речевыми нарушениями, обусловленных уровнем
их речевого развития и механизмом речевой патологии;
- повышение возможностей обучающихся с речевой патологией в освоении основной образовательной программы
дошкольного образования, интегрировании в образовательный процесс с учетом степени выраженности и механизма
речевого недоразвития;
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого обучающегося;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и методической помощи по вопросам
развития и образования, непосредственное вовлечение их в коррекционную деятельность.
Принципы формирования программы
При разработке рабочей программы учтены принципы как общей, так и коррекционной педагогики:
- принцип единства воспитательного и образовательного процесса;
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов.
- принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и
формировании «зоны ближайшего развития»;
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений;
5

- онтогенетический принцип, учитывающий общие закономерности развития, применительно к воспитанию и обучению
детей с отклонениями;
- учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип интеграции усилий специалистов и семей воспитанников.
- построение коррекционно-развивающей программы обеспечивает социальную направленность педагогических
воздействий и социализацию ребенка.
1.3. Характеристика детей с речевыми нарушениями.
Характеристика речевого развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня)
Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые
фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются
нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Особенно
большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную
тему). Есть неточности употребления некоторых слов, вербальные парафазии. В активном словаре присутствуют
существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все же имеются. В активно
речи активно используются простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении
сложноподчиненных предложений. Наблюдается недостаточная сформированность и неточная дифференциация форм
словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в процессе
онтогенеза. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных
предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях.
Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза. Выражены нарушения в овладении чтением
и письмом.
Характеристика речевого развития детей с фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР)
6

В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими
артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к
анализу и синтезу. Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены нерезко. Отмечается бедность словаря и
незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут
быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании
прилагательных и порядковых числительных с существительными.
К ФФНР, осложненному дизартрией, отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексикограмматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным
является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Незавершённость
формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем
являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Характеристика речевого развития детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Речь детей с фонетическими нарушениями характеризуется дефектами воспроизведения звуков речи при нормальном
функционировании всех остальных операций высказывания: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах
одних звуков другими, смешении звуков и (реже) их пропусках. Детей с ФНР можно условно разделить на группы. В
первую можно включить дошкольников, которые имеют дефекты воспроизведения звуков речи при отсутствии
органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Это может быть связано с тем, что у ребенка не
образовались акустические или артикуляционные образы отдельных звуков. Часто наблюдаются случаи
ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций.
Ко второй группе можно отнести детей, у которых нарушения звукопроизношения обусловлены отклонениями в строении
периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба). В зависимости от количества дефектно произносимых
звуков выделяют простые (мономорфные) нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по

7

артикуляции звуки, и сложные (полиморфные) нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп
(свистящие и соноры).
У детей с дизартрией наблюдается расстройства звукопроизношения, голосообразования, темпа, ритма речи и
интонации. Характерным является нарушение двигательной стороны речи. В целом произношение, нечеткое, смазанное
(«каша во рту»). Фонематическое восприятие недостаточно сформировано, звуковой анализ и синтез осуществляют с
трудом. Лексико-грамматическая сторона речи не страдает грубо, но наблюдается бедность словаря и недостаточное
владение грамматическими конструкциями.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
По результатам логопедического обследования, на логопедический пункт МБДОУ ПГО «Детский сад №54
комбинированного вида» в 2023-2024 учебном году были зачислены дети со следующими речевыми нарушениями:
ФФНР при
ОНР III уровня
ФНР
дизартрии

8

7

7

Ребенок подготовительного дошкольного возраста:
- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
- усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов,
наречий, прилагательных, местоимений, числительных);
- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
- умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи
взрослого);
8

- правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
- умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- составляет описательные и повествовательные рассказы с соблюдением цельности и связности высказывания;
- умеет составлять творческие рассказы;
- умеет пересказывать небольшие по объему тексты;
- правильно воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста);
- осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
- владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического
анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического
синтеза;
- владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
- осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми
слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
- умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;
- фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи;
- воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).

9

II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основное содержание логопедической работы. Модуль образовательной области «Речевое развитие»
Основная цель – обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания,
самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Задачи:
- формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого
общения – диалога и монолога;
- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Основные направления работы по развитию речи дошкольников:
Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является
важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки,
качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с
окружающими.
Формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие
морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса
(освоение разных типов словосочетаний и предложений).
Развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. Развитие
диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста.
Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор
и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми
средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения,
необходимые для более сложной формы общения – монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать,
строить самостоятельные высказывания разных типов.
10

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению
грамоте, чтению и письму.
Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики рук.
Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее
эффективного развития речевых навыков и умений.
Принципы развития речи
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого общения.
- Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
- Принцип развития языкового чутья.
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
- Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
- Принцип обеспечения активной языковой практики.
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными.
Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и
задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими
особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными
речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Различные способы и средства работы также
варьируются в зависимости от формы работы с детьми.
Формы работы. Основной формой коррекционного обучения являются логопедические занятия, на которых
систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Логопедические занятия
проводятся в индивидуальной и подгрупповой формах и в форме занятий подвижными микрогруппами. Количество и
периодичность занятий определяется с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося. Логопедические
11

занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы образовательной организации, организуются с учетом
психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с
педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников
в образовательном процессе. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками является
игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном
использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющих нарушения речи.
Индивидуальные занятия являются приоритетной формой коррекционной работы с детьми с нарушениями речи,
посещающими группы общеразвивающей направленности. На индивидуальных занятиях проводится работа по
активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка
артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков, постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и
первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.
Подгрупповые занятия решают задачи формирования фонетико-фонематической стороны речи, лексикограмматических категорий, связной речи и подготовки к обучению грамоте.
Содержание занятий в подвижных микрогруппах зависят от задач коррекционной работы, речевых и
индивидуальных особенностей воспитанников. Занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах
логопедической работы, при наличии воспитанников одного возраста, имеющих сходные по характеру и степени
выраженности речевые нарушения.
Методы и приемы
Способы
Средства
-организационные (сравнительный, -технология обучения на основе -общение взрослых и детей
люнгитюдинальный, комплексный)
схемных и знаковых моделей
-эмпирические
(наблюдение,
эксперимент, анкета, беседа, анализ
деятельности,
сбор
и
анализ
анамнестических данных)

-здоровьесберегающие технологии:
пальчиковая гимнастика,
дыхательная гимнастика,
кинезеологическая гимнастика,

-культурная языковая среда
-обучение
в
деятельности

организованной
12

релаксация, подвижные игры,
-наглядные
(наблюдение, «гимнастика мозга».
рассматривание,
демонстрация,
прослушивание звукозаписей, показ -игровые технологии
образца задания и способа действия)
-информационно-словесные (рассказ, беседа, чтение, коммуникационные технологии
заучивание, пересказ)
-технологии проектной деятельности
-словесные приемы: показ образца,
пояснение,
объяснение, -технологии
личностнопедагогическая оценка
ориентированного взаимодействия
педагога с детьми
-практические (игра, упражнение,
инсценировка, опыт, пластический -логопедические
технологии
этюд)
постановки звуков

-чтение художественной литературы
-изобразительное искусство, музыка,
театр
-игровая деятельность
-речь педагога
-учебные материалы и оборудование,
цифровые образовательные ресурсы
и прочее.

-методы,
повышающие -технология организации
познавательную
активность логопедического
(элементарный анализ, сравнение, обследования
группировка
и
классификация,
моделирование и конструирование,
ответы на вопросы детей).
-методы,
эмоциональную
(воображаемая

повышающие
активность
ситуация,
игра13

драматизация, сюрпризные моменты
и элементы новизны, сочетание
разнообразных средств на одном
занятии)
Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности:
Репродуктивные:
- воспроизведение речевого материала, готовых образцов;
- метод наблюдения и его разновидности;
- рассматривание картин;
- чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных
произведений, дидактические игры.
Продуктивные:
- построение собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения;
- обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи:
- метод моделирования;
- творческие задания.
Технологии коммуникативного и речевого развития как средство реализации программы.
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте
детской деятельности: игры, детского исследования, труда, экспериментирования. С этой целью в процессе коррекции и
развития речи у детей необходимым является применение современных технологий, направленных на реализацию
личностно-ориентированного подхода к детям, индивидуализацию и дифференциацию коррекционного процесса с учетом
способностей и уровня развития обучающихся.

14

Технологии
Игровые технологии

Виды, формы, методы
Направленность
ТРИЗ технология (теория Способствует:
решения изобретательских - расширению словарного
задач)
запаса,
- развитию связной речи,
- коммуникативных
навыков,
- интеллектуальному
развитию,
- развитию
изобретательской смекалки
и творческого
воображения.
Технология синквейна –
лаконичная пятистрочная
стихотоворная форма.

Наглядное моделирование

Методическая литература
Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх
«Составление
детьми
творческих рассказов по
сюжетной
картине»
Москва. – Аркти, 2019

Помогает:
Интернет-ресурсы
- развивать системное
мышление и аналитические
способности,
- вычленять главное,
- формулировать свои
мысли,
Расширяет:
- активный словарный
запас
Стимулирует:
- умственную активность
Формирует:
Т.Ю. Бардышева,
15

Универсальные речевые
игры

Чистоговорки в картинках

- правильное
звукопроизношение,
автоматизацию
поставленных звуков в
повседневной речи.
Развивает:
- фонематические
процессы,
- навыки звукового анализа
и синтеза,
- готовность ребенка к
обучению
Развивают:
- звукопроизношение,
- навыки фонематического
анализа и синтеза,
Укрепляют
психологическую базу речи
(память, восприятие,
внимание, мышление).
Способствует:
- закреплению правильного
произношения звуков,
- развитию темпоритмической стороны речи,
- памяти,

Е.Н. Моносова «Обучение
связной речи детей 5-6
лет»,
Москва.- Скрипторий,2013

Логопедические кубики «Я
говорю», тренажёр «Чтение
по слогам», развивающая
игра «Развитие речи».

В.М. Нищев, Н.В. Нищева.
«Веселые чистоговорки» СПб. : «ДЕТСТВОПРЕСС», 2019.

16

ИКТ-технологии при
автоматизации и
дифференциации звуков

Мультимедийные
технологии могут быть
использованы:
как
отдельные блоки занятия:
как
единая
сюжетномотивационная оболочка
занятия (сквозной сюжет от
начала до конца занятия,
объединяющий все его
блоки).

Здоровьесберегающие
технологии

Артикуляционная
гимнастика – это
совокупность специальных
упражнений, направленных
на укрепление мышц
артикуляционного

- созданию
положительного
эмоционального
отношения к
логопедическому занятию.
Повышает:
- мотивацию к
логопедическим занятиям,
- речевую и
познавательную
активность,
- обучает некоторым
элементарным навыкам
работы с компьютером,
- индивидуализирует
обучение детей с
нарушениями речевого
развития.

Вырабатывает
полноценные движения и
определенные положения
органов артикуляционного
аппарата, необходимых для

авторские презентации и
видео, интернет-ресурсы.

Нищева, Н. В. Веселая
артикуляционная
гимнастика / Н.В. Нищева.
- М.: Детство-Пресс, 2018.

17

аппарата, развитие силы,
подвижности и
дифференцированности
движений органов,
участвующих в речевом
процессе.

правильного произношения
звуков.

Дыхательная гимнастика

Повышает:
А.Н.Стрельникова
- общий жизненный тонус «Дыхательная гимнастика»
и сопротивляемость
организма, закаленность и
устойчивость к
заболеваниям дыхательной
системы,
- способствует
нормализации правильного
речевого дыхания.

Су-джок с элементами
самомассажа

Стимулирует:
- кинестетические
ощущения мышц,
участвующих в работе
периферического речевого
аппарата,
- нормализует мышечный
тонус

Крупенчук О. И.,
Воробьёва Т. А.
«Исправляем
произношение:
Комплексная методика
коррекции
артикуляционных
расстройств»- СПб.:
18

Издательский Дом
«Литера», 2017г.
ЧАСТЬ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМОЦВЕТ»
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет» (далее - парциальная образовательная программа,
ПОП), разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) предназначена для формирования основных общеобразовательных программ образовательных программ дошкольного образования (далее - ООП ДО) в условиях образовательных организаций,
имеющих в своей структуре группы детей младенческого и раннего возраста (далее - образовательная организация), а
также в условиях семейного воспитания.
Цели и задачи образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста:
1. Содействовать дальнейшему развитию поисково-практических действий: расширению арсенала исследовательских,
трудовых, учебных действий, способов получения информации; обучению доступным способам фиксирования
информации - свойств и признаков предметов, явлений, событий, процесса и результатов действий с помощью рисунка,
знака, слова, схемы, модели.
2. Обеспечить поддержку инициативы в познании окружающего мира (целостного образа предметов, явлений, событий,
отношений), активности в речевом общении.
3. Содействовать формированию опыта рефлексии (самопонимания, самопрезентации).
4. Способствовать развитию навыков самоорганизации, соорганизации, понимания других, презентации совместных
действий.
5. Способствовать формированию навыка элементарного саморегулирования активности.
6. Стимулировать развитие различных форм речевого творчества.
7. Обеспечить развитие двигательных умений и навыков; стимулировать интерес к разным видам двигательной
активности; формировать опыт участия в спортивной жизни (образовательной организации, города (села), страны).
8. Воспитывать привычки здорового образа жизни.
19

9. Способствовать развитию двигательных умений и навыков, физических качеств (силы, ловкости, выносливости,
быстроты и др.)
Содержание каждого модуля образовательной деятельности учитывает возрастные, психологические и
физиологические особенности детей дошкольного возраста (младенческий, ранний, дошкольный), направленность
деятельности (образовательные области), определяется задачами содержательных линий различных видов культурных
практик, как представлено в таблице ниже.
Содержание образовательной деятельности
Образовательная область/Модуль
Содержательная линия культурной практики
образовательной деятельности
Возрастная категория детей
Дошкольный возраст
«Социально-коммуникативное развитие»
1. «Духовно-нравственная культурная практика»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

2. «Культурная практика безопасности
жизнедеятельности»
3. «Культурная практика игры и общения»
4. «Культурная практика самообслуживания и
общественно-полезного труда»
5. «Культурная практика познания»
6. «Сенсомоторная культурная практика»
7. «Культурная практика конструирования»
8. «Речевая культурная практика»
9. «Культурная практика литературного детского
творчества»
10. «Культурная практика музыкального детского
творчества»
20

11.«Культурная практика изобразительного детского
творчества»
12. «Культурная практика театрализации»
«Физическое развитие»
13. «Культурная практика здоровья»
14. «Двигательная культурная практика»
Культурные практики ребенка выполняют роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать
содержание и формы его жизнедеятельности, в том числе:
- эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям;
- сферу собственной воли, желаний и интересов;
свою самость, которую можно определить, как самоосознание, понимание своего «Я» как многообразного самобытия;
- опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора;
ситуативное и глубинное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и
детьми;
- самостоятельность и автономность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие
самоопределение.
Взрослые (педагоги, родители) создают условия для развертывания системы многообразных свободных практик
ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение.
Воспитание дошкольников (программа воспитание).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ:
Цель Программы воспитания – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации
на основе базовых ценностей российского общества.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач:
- развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных
условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, тендерными, индивидуальными
особенностями и склонностями;
21

- формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни,
инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
- организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе
гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и
многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
- объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовнонравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей
психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, развития и образования детей.
В соответствии с этим цель воспитания в ДОУ, осуществляющего образовательный процесс на уровне
дошкольного образования – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся:
- в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного
общества (в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения сформированных знаний и
отношений на практике (в приобретении опыта социально значимых дел).
2.3. Программа коррекционной работы
Диагностическое направление
Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе. Комплексные
полученные в процессе изучения ребенка, отражаются в речевой карте воспитанника с нарушением речи.
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.

данные,

22

С этой целью используется комплексная диагностика, включающая в себя современные диагностические методики:
О.Н. Тверская, Е.Г. Кряжевских Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет;
Е. В. Мазанова Обследование речи детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет;
О.Б. Иншакова Обследование устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Содержание
Сроки
Диагностика речевого развития воспитанников ДОУ 4-6 летнего возраста:
-первичная выявление речевой патологии и тенденции к речевым нарушениям; Август
-итоговая: определение динамики речевого развития
Апрель
Диагностика (наблюдение) детей 3-х летнего возраста в процессе игры и НОД: Декабрь
раннее выявление проблем и возможных затруднений в речевом развитии
Диагностика детей с речевыми нарушениями:
-первичная: выявление структуры речевого дефекта, проектирование маршрута Сентябрь
индивидуальной логопедической работы;
-промежуточная: корректировка поставленных задач с учетом достижений Январь
ребенка;
-итоговая: изучение динамики речевого развития по завершении срока Апрель
коррекционной работы
Диагностика по запросу педагога (родителя) всех сторон речи, определение его В течение года
соответствия возрастной норме. В случае наличия проблемы направление
ребенка на ПМПк.
Коррекционно-развивающее направление
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность с детьми направлена на устранение речевого дефекта и
предупреждение возможных трудностей в усвоения содержания образовательной программы.
23

Основной организационной формой коррекционной работы с воспитанниками на логопедическом пункте являются
индивидуальные и индивидуально-подгрупповые занятия.
Группы для проведения индивидуально-подгрупповых занятий комплектуются с учетом структура речевого нарушения.
Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий и требований
здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
Индивидуально-подгрупповые занятия включают в себя:
Развитие речевых процессов:
- развитие фонематических процессов;
- овладение простыми и сложными формами фонематического анализа, синтеза;
- овладение слоговым анализом слов (двухсложных с открытыми и закрытыми слогами, трехсложных с открытыми
слогами, односложных)
- овладение понятиями «слово», «слог», «звук», «предложение»
- овладение навыками словообразования, словоизменения;
- развитие и совершенствование связной речи.
Развитие неречевых процессов:
- совершенствование мелкой моторики пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания;
- развитие пространственной ориентировки;
- развитие зрительно - моторной координации и графических навыков.
Индивидуальные занятия включают в себя:
Развитие речевых процессов:
- закрепление навыков звукопроизношения (реализация этапов автоматизации и дифференциации звуков речи);
- овладение правильным произношением слов различной слоговой структуры;
- развитие фонематического восприятия;
24

Развитие неречевых процессов:
- совершенствование мелкой моторики пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания;
- развитие пространственной ориентировки;
Основные направления коррекционно-логопедической работы в соответствии со структурой речевого
нарушения
Нарушения устной речи
Направления коррекционной работы
Фонетическое нарушение речи
- Коррекция дефектного произношения
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
- Развитие фонематического восприятия
- Совершенствование слоговой структуры слова
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза
- Коррекция дефектного звукопроизношения
Общее недоразвитие речи III уровня
- Развитие понимания речи
- Обогащение словаря
- Развитие грамматического строя речи
- Развитие связной речи
- Развитие фонематического восприятия
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза
- Совершенствование слоговой структуры слова и
предложения
- Коррекция дефектного звукопроизношения
- Развитие неречевых процессов: мелкой моторики,
психологической базы речи, нормализация дыхания.
- Развитие мотивации к обучению;
25

- Профилактика нарушений письменной и устной речи,
подготовка к обучению грамоте;
- Развитие самоконтроля за своей речью;
- Развитие психологической базы речи: зрительного и
слухоречевого внимания, памяти, восприятия.

26

Схема организации работы учителя-логопеда на логопедическом пункте

27

Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития
детей
Реализация принципа интеграции образовательных областей является обязательным условием выполнения
основной образовательной Программы дошкольного образования. В процессе работы по коррекции нарушений речевого
развития необходимо максимальное взаимопроникновение различных образовательных областей. Такая организация
коррекционной работы позволит обеспечить всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и
умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Интеграция образовательных областей в логопедической работе
Образовательная область
Задачи
Виды деятельности

2.4.

Физическое развитие

Развивать координацию и точность
Движений.

- пальчиковая гимнастика
- речь с движением

Формировать правильную осанку при
- физ. Минутки
посадке за столом. Расширять знания о
строении тела, лица, артикуляционного - беседа
аппарата и его функционирования.
Развитие речи

Воспитывать активное произвольное
внимание к речи, совершенствовать
умение вслушиваться в обращенную
речь, понимать её содержание,
слышать ошибки в своей и чужой речи.
Совершенствовать свои умения в
назывании действий и на основе этого

- мини-инсценировки
- игровые ситуации
- автоматизация поставленных звуков
в стихотворных текстах, рассказах
- беседа

28

развивать коммуникативную функцию - чтение
речи.
- составление описательных рассказов

Познавательное развитие

- автоматизация поставленных звуков
Развивать интерес к художественной в словах
литературе,
навык
слушания
художественных
произведений, - дидактические игры на развитие
формировать
эмоциональное слухового и зрительного восприятия
отношение
к
прочитанному,
к
поступкам героев; учить высказывать - игры с мозаикой, пазлами, с мелкими
своё мнение к прочитанному. Учить предметами
выразительно
читать
стихи,
- пальчиковая гимнастика
участвовать в инсценировках.
Учить воспринимать предметы, их
свойства,
сравнивать
предметы,
подбирать группу предметов по -дидактические игры и упражнения
заданному
признаку.
Развивать
слуховое внимание и память при
восприятии неречевых звуков. Учить
различать
звучание
нескольких
игрушек или детских музыкальных
инструментов,
предметовзаместителей;
громкие и тихие,
высокие и низкие звуки. Продолжать
развивать мышление в упражнениях на
29

Художественно-эстетическое

группировку
и
классификацию
предметов.
Формировать
прослеживающую
функцию глаза и пальца. Развивать
зрительное внимание и память в работе
с разрезными картинками и пазлами.
Совершенствовать
и
развивать
конструктивный праксис и мелкую
моторику в работе с разрезными
картинками, пазлами, дидактическими
игрушками, играми, в пальчиковой
гимнастике.
Развивать
умение
слышать Штриховка, обводка по контуру,
ритмический
рисунок.
Учить рисование и разукрашивание
передавать ритмический рисунок.
Развивать графо-моторные навыки.

30

Социально-коммуникативное

Развивать в игре коммуникативные - настольно-печатные дидактические
навыки. Совершенствовать навыки игры
игры посредствам настольно-печатных - театрализованные игры
дидактических
игр,
учить - автоматизация поставленных звуков
устанавливать и соблюдать правила в в стихах, рассказах, спонтанной речи
игре. Развивать умение инсценировать - игры с мелкими предметами
стихи, разыгрывать сценки.
- автоматизация звуков в связной речи
Учить
соблюдать
технику (пересказ или составление рассказов)
безопасности. Закреплять правила - беседа
поведения на улице, с бездомными
- автоматизация поставленных
животными, с бытовыми приборами.
звуков в связной речи
Расширять представление детей о
-поручения
труде взрослых, прививать интерес к
- напоминания
труду взрослых. Прививать желание
поддерживать порядок на своём
рабочем месте.
2.5. Взаимодействие с семьями дошкольников, имеющих нарушения речи
Консультативное направление в работе с родителями обеспечивает непрерывность сопровождения детей с речевыми
нарушениями и их родителей по вопросам дифференцированных условий обучения, воспитания и коррекции, развития и
социализации воспитанников.
Достижение положительного результата коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте
предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности учителя-логопеда, педагогов и родителей.

31

Цель логопедической помощи семье ребенка с нарушением речи – повысить уровень родительской
компетентности, активизировать роль родителей в воспитании и обучении, привлечь их к организованной
образовательной деятельности. Задачи:
1) обучение родителей навыкам взаимодействия с ребенком,
2) воспитание ребенка в соответствии с общественными нормами поведения,
3) развитие ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями. Принципы оказания логопедической помощи
семье ребенка с нарушением речи:
• своевременная помощь;
• единство диагностики и коррекции;
• комплексность и системность в реализации психолого-педагогического сопровождения семьи;
• адекватное педагогическое сопровождение семьи на разных возрастных этапах жизни ребенка с нарушением речи;
• опора на реабилитационные возможности семьи;
• учет психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с нарушением в развитии;
• гуманное и чуткое отношение к членам семьи и к самому ребенку.
Этапы работы учителя-логопеда с родителями воспитанников, обучающихся на логопункте:
Подготовительный:
- сообщение данных о нарушениях речи ребенка, специфических трудностях и сильных сторонах речевого развития;
- формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с логопедом;
- изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции.
Основной – обеспечивает преемственность логопедической коррекции в ДОУ и семье за счет вовлечения родителей в
коррекционно-педагогический процесс с использованием следующих форм:
- участие родителей в составлении, обсуждении индивидуальных маршрутов;
- включение родителей в проведение занятий
32

- информирование родителей о динамике речевого развития ребенка в процессе логопедической коррекции;
- обучение приемам логопедической коррекции, используемым в семейном воспитании детей с нарушениями речи;
- содействие в создании коррекционно-развивающей среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка.
Завершающий:
- анализ эффективности взаимодействия за период логопедической коррекции;
- разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции.
Основные формы взаимодействия с родителями:
- Изучение данных о семье и развитии ребенка, анкетирование
- Индивидуальные беседы
- Групповые консультации
- Участие в родительских собраниях
- Мастер - классы
- Традиционные и нетрадиционные домашние задания
- Информационные уголки
- Памятки, буклеты
Взаимодействие с воспитателями ДОУ
Задачи:
- закрепление речевых навыков;
- преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;
- повышение качества образовательных достижений воспитанников
Алгоритм совместной деятельности:
Воспитатель:
- замечает проблемы в речевом развитии детей и своевременно адресует логопеду запрос, информируя о проблемах
развития всех сторон речи в пределах возрастной нормы;
- формирует общие предпосылки для речевого развития: фонематические процессы; крупную, мелкую и речевую
моторику;
33

- обогащает содержание детской речи.
Учитель-логопед
- диагностирует уровень развития речи воспитанников;
- дифференцирует категории детей по специфике нарушений речи и структуре речевого нарушения;
- осуществляет коррекцию нарушенных сторон речи.
Модель взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в условиях логопедического пункта
Цель: обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ в образовательном
процессе
Задачи

Выработка единых подходов в
образовательном процессе,
обеспечивающих благоприятные
условия для развития детей

Обеспечение устойчивости
результатов логопедической
коррекции

Оптимизация деятельности
воспитателей по профилактике
речевых нарушений

Направления взаимодействия

Формирование представлений о
факторах риска в речевом
развитии, критериях и условиях
благоприятного речевого развития

Обучение педагогов приемам
развития и коррекции речи в
повседневной жизни, профилактики
речевых нарушений у воспитанников

Разработка эффективных
приемов педагогического
общения с детьми, имеющих
речевые нарушения
34

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (РППС) должна соответствовать требованиям
Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда обеспечивает реализацию основной
образовательной программы, учитывает возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей с
нарушениями речи и их семей, педагогов).
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета создана для развития
индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая
формирование его индивидуальной траектории развития.
Для выполнения этой задачи РППС логопедического кабинета является:
- содержательно-насыщенной и динамичной включает средства обучения (в том числе технические и
информационные), оборудование, позволяющее обеспечить игровую, познавательную, двигательную активность
(развитие мелкой моторики) детей с речевыми нарушениями, игрушки, обладающие динамическими свойствамиподвижность частей, возможность собрать-разобрать, комбинировать детали;
- доступной – все игровые материалы подобраны с учетом особенностей детей, с учетом уровня развития
познавательных психических процессов, стимулируют познавательную и речевую деятельность, создают необходимые
условия для самостоятельной, в том числе и речевой активности;
- по возможности трансформируемой и полифункциональной;
- безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их
использования (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, правила пожарной безопасности, правила
безопасного пользования Интернетом);
- эстетичной – все элементы РППС привлекательны, способствуют формированию основ эстетического вкуса
ребенка.
35

1. Перечень основного оборудования:
- настенное зеркало
- лампа дневного света над настенным зеркалом
- детский стол
- детские стулья
- шкаф для наглядных пособий и специальной литературы
2. Перечень методических средств кабинета:
- наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам
- наглядно-иллюстративный материал по фонетическим группам
- сюжетные картинки и серии картин для работы по развитию связной речи
- материалы для развития познавательных процессов (фигуры разной формы и величины, разрезные картинки, материалы
для выполнения обобщения, исключения, классификации и т.п.)
- пособия для работы над дыханием
- материалы для формирования грамматического строя речи (картинки, игры)
- пособия для развития мелкой моторики
- пособия для развития фонематического слуха
- настольно-печатные дидактические игры
- материалы для проведения логопедического обследования
- наглядно-дидактические пособия
- методическая и справочная литература

36

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
п/п
Направление образовательной
Автор, название, место издания, год
программы
1
Программное обеспечение
Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина «Воспитание и
обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи. Программно-методические рекомендации». М., 2014
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования. От
рождения до школы». М., 2011
Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с общим
недоразвитием речи (4 -7 лет)» Н.В. Нищевой
В.В.
Коноваленко,
СВ.
Коноваленко
«Фронтальные
логопедические занятия в подготовительной группе для детей с
ФФН. I, II, III период», М. 2015
О.С. Ушакова «Программа развития речи дошкольников» М., 2022
2
Методические пособия по речевому Л.А. Комарова «Автоматизация звука С (3, Ц) в игровых
развитию
упражнениях». М.,2009
Л.А. Комарова «Автоматизация звука Ш (Ж, Ч, Щ) в игровых
упражнениях». М.,2009
Л.А. Комарова «Автоматизация звука Л (ЛЬ) в игровых
упражнениях». М.,2009
Л.А. Комарова «Автоматизация звука Р (РЬ) в игровых
упражнениях». М.,2009
37

3

Наглядно-дидактические пособия

Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7
лет с ОНР». Альбом 1-4., М., 2019
Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР»
Альбом 1-3., М.,2018
Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР»
Альбом 1-3., М.,2018
Н.Е «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР». Альбом 1-3.,
М., 2018
В.С. Володина «Альбом по развитию речи». М.,2021
С.В. Батяева «Альбом по развитию речи для будущих
первоклассников». М., 2018
Е.Н. Спивак «Речевой материал для автоматизации и
дифференциации звуков у детей 5-7 лет». М.,2017
Н.В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика». СПб., 2019
В.М. Нищев., Н.В. Нищева «Веселые чистоговорки». СПб., 2019
«Рассказы по картинкам». М. 2009
«Опорные схемы для составления описательных рассказов». М.
2013
«Животные в лесу»
«Детеныши животных»
«Чудеса познавания. Цвет. Форма. Противоположности»
«Сказка за сказкой»
«Беседы по картине. Времена года»
Раскраски по лексическим темам
38

4

Диагностический материал

5

Развивающие компьютерные игры

О.Н. Тверская, Е.Г. Кряжевских «Альбом для обследования
речевого развития детей 3-7 лет». СПб., 2018
О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда». М, 2011
Е. В. Мазанова Обследование речи детей с общим недоразвитием
речи (от 4 до 7 лет) М., 2018
«Логогимнастика»
«Развивающие игры»
«Шаг за шагом»

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Циклограмма коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда (2023-2024 г.)
День недели
Время работы
Индивидуальные
ИндивидуальноРабота с
Работа с
занятия
подгрупповые
педагогами,
родителями
занятия
работа с
документацией
Понедельник
8.00 – 12.00
8.00 – 09.00
09.00 – 10.10
11.20 – 11.30
11.30 – 12.00
10.20 – 11.20
Вторник
8.00 – 12.00
8.00 – 09.00
09.00 – 10.00
11.20 – 12.00
10.20 – 11.20
(работа с
педагогами)
Среда
13.30 – 17.30
15.00 – 15.30
15.30 – 16.30
13.30 – 14.30
16.30 – 17.30
Четверг
8.00 – 12.00
8.00 – 09.00
11.00 – 12.00
10.00 – 11.00
Пятница
8.00 – 12.00
8.00 – 09.00
09.00 – 10.10
11.10 – 12.00
11.30 – 12.00
39

10.10 – 11.20

Приложение 2
Примерное календарно-тематическое планирование логопедической работы по коррекции нарушений речевого
развития дошкольников в 2023-2024 учебном году
Месяц
Фонематические процессы
Лексика, грамматика. Связная речь.
Старшая группа
Подготовительная
Старшая группа
Подготовительная группа
группа
Органы артикуляции. Органы
Игрушки. Глагольный Игрушки.
СловаСентябрь
3 неделя
Знакомство
с артикуляции.
словарь (действия с родственники.
органами
Знакомство
с игрушками)
артикуляции.
органами
артикуляции.
4 неделя
Ряд.
Ряд.
Деревья. Части дерева, Деревья. Изменения в
Формирование
Формирование
плоды. Относит. прил. жизни животных, птиц и
понятие
«ряд». понятие
«ряд», Согласование
с растений.
Определение начала, «начало
ряда», числит.1,2,5.
середины,
конца «середина ряда»
ряда.
Звуки вокруг нас.
Слова-предметы.
Осень.
Осень.
Пересказ
с
Октябрь
Соотнесение
слов Существительные
с использованием схемы.
1неделя
«кто?», «что?» с уменьшительно40

живыми и неживыми
предметами.
Обозначение
слов
символами.
буква У. Слова-действия.
гласного Обозначение
слов
символами.

2 неделя

Звук и
Символ
звука.

3 неделя

Звук и буква У.

4 неделя

Звук и буква А.

Ноябрь
1 неделя

Звук и буква А.

Слова-признаки.
Обозначение
слов
символом.
Знакомство с
понятием
«предложение».

Предложение
двух
слов
действию
сюжетным
картинкам.

из
по
и

ласкательными
суффиксами. Предлоги
НА, С (СО)
Овощи. Множественное
число существительных
И.П. и Р.П. Антонимы.
Относительные
прилагательные.
Овощи. Описательный
рассказ по картиннографическому плану.
Фрукты. Множественное
число существительных
И.П.
и
Р.П.
Относительные
прилагательные.
Согласование
числительных 1-5 с
существительными.
Бытовые
приборы.
Словообразование,
словоизменение.

Овощи.
Относительные
прилагательные. Слова –
родственники.

«В огороде». Рассказ по
картине с опорой на схему.
Фрукты. Множественное
число
существительных
И.П. и Р.П. Относительные
прилагательные.
Согласование
числительных
1-5
с
существительными.
Бытовые
приборы.
Инструменты.
Словообразование,
словоизменение.
41

2 неделя

Звуки и буквы У-А.

3 неделя

Звуки и буквы У-А.

4 неделя

Звук и буква И.

Декабрь
1 неделя

Звук и буква И.

2 неделя

Звуки и буквы А, У, Гласные
И.
Символы.

Столовая
и
кухонная
посуда.
Части,
согласование
относит.
прилагательных.
Столовая
и
кухонная
посуда.
Части,
согласование
относит.
прилагательных.
Мебель.
Родственные
слова.
Зима. Родственные слова.

звуки. Дикие
животные. Дикие
животные.
Притяжательные
Притяжательные
прилагательные.
прилагательные.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА.

3 неделя
4 неделя

Дифференциация
Столовая и кухонная
понятия «слово» и посуда.
Части,
«предложение»
согласование относит.
прилагательных.
Предложение
из Столовая и кухонная
трех слов.
посуда.
Части,
согласование относит.
прилагательных.
Предложение с
Мебель. Части, относит.
однородными
прилагательные, «Одинприлагательными.
много».
Предложения
с Зима.
Родственные
предлогами НА, С, слова.
ИЗ.

Звук и буква Э.

Гласные буквы.

Новый год. Родственные Новый год. Зимние забавы
слова.
детей.
Описательный
рассказ
по
сюжетной
картине.
42

Январь
2 неделя

Звук и буква Э.

3 неделя

Звук и буква О.

4 неделя

Февраль
1 неделя

2 неделя

3 неделя

Согласные звуки и
буквы
(в
соответствии
с
индив. маршрутом)

Зимующие
птицы.
Существительные
множественного числа
И.П., Р.П., Т.П.

Зимующие
птицы.
Родственные слова: корм,
кормить,
кормушка,
кормление.

Деление слов на Транспорт. Виды трансп- Транспорт. Виды транспслоги Составление та, его части, соглас. с та, его части, соглас. с
слоговых схем.
числительными.
числительными,
приставочн. Глаголы.
Звук и буква О.
Деление слов на Одежда. Согласование
Одежда. Согласование
слоги Составление местоимения
местоимения
слоговых схем.
«мой», «моя», «мое» с
«мой», «моя», «мое» с
существительным.
существительным.
Звук О в конце слова. Согласные звуки и Обувь.
Обувь. Существительные
буквы
(в Существительные ед. мн. ед. мн. числа. Т.П. ед.
соответствии
с числа. Т.П. ед. числа. числа. Р.П. мн. числа.
индив. маршрутом) Р.П. мн. числа.
Слоговой
анализ.
Схемы.
Звук О в середине Согласные звуки и Рабочие
профессии. Рабочие
профессии.
слова.
буквы
(в Согласование
с Согласование
с
соответствии
с числительными.
числительными.
индив. маршрутом)
Звуки О-У.
Составление слов из 23 Февраля – День 23
Февраля
–
День
слогов.
защитника
Отечества. защитника
Отечества.
43

Существительные И.П. ед.
и числа, Т.П. ед. числа, Р.П.
мн. числа во фразовой
речи. Родственные слова.
Продукты
питания.
Согласование
с
числительными.
Существительные И.П. ед.
и числа, Т.П. ед. числа, Р.П.
мн. числа во фразовой
речи.
8 Марта. Согласование
прилагательного
с
существительным в роде и
числе.
Весна.
Составление
рассказа по картиннографическому плану.

4 неделя

Звуки О-У.

Март
1 неделя

Гласные
звуки. Звуковой анализ и
Выделение гласного синтез
прямых
после согласного.
слогов. Составление
звуковых схем.
Звук и буква Ы. Звуковой
анализ
Выделение из ряда односложных слов
гласных и конца (согласный звук в
слова.
сооветствии с индив.
маршрутом).
Звук и буква Ы. Звуковой
анализ Перелётные
птицы. Перелётные
птицы.
Выделение звука в односложных слов. Приставочные глаголы. Родственные слова.
конце и середине Звуко-буквенная
слова.
схема слова.

2 неделя

3 неделя

Звуковой анализ и
синтез
прямых
слогов. Составление
звуковых схем.

Существительные И.П.
ед. и числа, Т.П. ед.
числа, Р.П. мн. числа во
фразовой речи.
Продукты
питания.
Согласование
с
числительными.
Существительные И.П.
ед. и числа, Т.П. ед.
числа, Р.П. мн. числа во
фразовой речи.
8 Марта. Согласование
прилагательного
с
существительным в роде
и числе.
Весна.
Составление
рассказа по картиннографическому плану.

44

4 неделя

Звуки и буквы Ы-И.

Звуковой
анализ
слов типа соты.
Звуко-буквенная
схема слова.

Апрель
1 неделя

Звуки и буквы Ы-И.

Звуковой
анализ
слова ВАЗЫ. Звукобуквенная
схема
слова.

2 неделя

Звук и буква М.
Выделение
согласного в начале
слова.

Звуковой
анализ
слова МОСТ. Звукобуквенная
схема
слова.

3 неделя

Звук и
Анализ
слога.

Семья.
Образование
притяжательных
прилагательных.
Согласование
прилагательных
с
существительными.
Домашние
животные.
Творительный
падеж
существительных.
Согласование
числительных один, одна
с существительными.
Домашние птицы. Части,
«Назови
семью»,
родственные слова.

Семья.
Понимание
сложных
логикограмматических
конструкций.
Словоизменение.
Домашние
животные.
Творительный
падеж
существительных.
Согласование
числительных один, одна с
существительными.
День космонавтики. Части,
«Назови
семью»,
родственные слова.

буква М. Звуковой
анализ Дом. Части, 1-этаж, 2-эт Дом. Улица. Город. Дом.
обратного слова ТОМ. Звуко- и
т.д.,
относит. Части, 1-этаж, 2-эт и т.д.,
буквенная
схема прилагательные.
относит. прилагательные.
слова.

4 неделя
ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА

45

Май
1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Звук и буква П. Звуковой
Выделение в начале слова ПАУК.
слова.
буквенная
слова.
Звук и буква П.
Звуковой
Выделение в конце слова СУП.
слова.
Звуковой буквенная
анализ
обратного слова.
слога.
Звук и буква К. Звуковой
Выделение в начале слова КОТ.
слова.
буквенная
слова.
Звук и буква К.
Звуковой
Выделение в конце слова МАК.
слова.
Звуковой буквенная
анализ
обратного слова.
слога.

анализ День
Победы. День Победы. Составление
Звуко- Военные профессии. рассказа
по
сюжетной
схема Согласование.
картинке.
анализ Рыбы. Части, «Один- Рыбы. Части, «Один-много»,
Звуко- много», приставочн. приставочн. глаголы.
схема глаголы.

анализ Насекомые.
Части, Насекомые. Части, «ОдинЗвуко- «Один-много»,
много», приставочн. глаголы.
схема приставочн. глаголы.
анализ Лето. Признаки лета.
Звукосхема

Лето. Составление рассказа
по сюжетной картинке.

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».